Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Солнечный пейзаж
Cолнечный пейзаж
«Михаил Андреев "Камень-слон"
бумага/пастель, 38 см х 52 см, 2007 г.
Морские пейзажи Михаила Андреева

Что такое солнечный пейзаж?
Это не обязательно там, где светит солнышко, это определенный тип пейзажа, который надо отличать от лунного. По одному тому, пишет ли художник солнечные или лунные пейзажи, можно многое сказать о его духовном устремлении.

Чем же отличается солнечный пейзаж от лунного?
В солнечном пейзаже свет падает из-за спины зрителя. В лунном он идет навстречу зрителю, при этом совсем не обязательно, чтобы это был лунный свет. Например: ущелье, справа и слева темные очертания гор, вниз по ущелью навстречу зрителю бежит поток с водопадом и впадает в живописное светлое озеро, расположеное на переднем плане. Это типичный лунный пейзаж. Свет падает сверху из просвета между правым и левым склонами ущелья. Для лунного пейзажа характерно наличие светлого прохода или светлого пространства в центральной части картины, будь то дорога в лесу, озеро, окруженное массивами гор, городская улица между домами. Здесь всегда открывается ПУТЬ, ведущий в светлую даль или высь.

В солнечном пейзаже – в центре картины возвышается более темный ПРЕДМЕТ, а слева и справа от него светлое пространство. Предмет, как на фотографии, дается на светлом фоне. Собственно, названия «солнечный» и «лунный» могут быть заменены на другие, но мне удобнее оперировать с этими терминами. Факт тот, что пейзажи (конечно, не все) могут быть подразделены на эти две большие категории, и каждая категория имеет свой глубокий смысл.

Итак, там ПУТЬ, а здесь ПРЕДМЕТ.
Пойдем дальше. Солнечный пейзаж всегда открывается с возвышенного места, взгляд словно следует в том же направлении, что и солнечные лучи, вглубь картины с тенденцией – ВНИЗ. Это может быть вид на лодку с берега или на большой громоздкий камень с высокого причала, как на представленной картине. Это может быть вид на долину с холма, по склону которого навстречу зрителю подымается человек. Лунный же пейзаж открывается преимущественно снизу. Художник здесь как бы обнаруживает свое движение ВВЕРХ, к свету, свое возвышенное настроение души и религиозное устремление.

А в солнечном пейзаже художник сам как представитель света. Он не ищет Бога, не стремится к свету, потому что источник света в нем самом. При помощи собственного света он освещает изображаемый предмет, который его единственно интересует.

И что же делает этот свет художника с предметом?
Влияет ли как-нибудь живописный процесс на взятый с натуры предмет?
Значит ли что-нибудь для того камня, что он попал на картину?
Да, творческий процесс влияет на предмет. Предмет преображается, становится более живым. Конечно, это совершается не сразу, физическая материя очень косная, и потребовался бы труд миллионов художников, чтобы преобразить один этот камень. Однако внешние изменения в физическом мире, хоть и медленно, но все-таки происходят.

Ведь что такое камень?
Это самое безжизненное, самое застывшее и минерализованное в природе. Процесс разрушения в нем зашел очень далеко. Некогда камень образовался из живой кипящей массы, сформировался из пронизанных жизнью растительных отложений. Потом живое стало мертвым, а мертвое подвергалось дальнейшему разрушению. Камень откололся от целостного массива горы, был сдвинут ледником в море и расщеплен на множество более мелких камней. То, что уцелело, это редкостный экземпляр, который теперь мешает судоходству и в известном смысле портит вид на море.

Часто ли мы восхищаемся красотою камней?
Далеко нет. В пасмурную погоду мы их едва замечаем, эти скользкие темно-серые глыбы. Более уместно говорить о их безобразии, но не о красоте! Однако при солнечном свете с камнями происходит настоящее чудо. Они начинают сверкать и играть красками и цветовыми оттенками. А этот камень начинает приобретать облик слона. На фоне прекрасного моря и неба нам действительно хочется верить, что это слон. Художник как бы фиксирует эти прекрасные свойства камней, доступные только в солнечную погоду.

Так происходит преображение и одухотворение природы. И не только с камнями. Художник, пишущий солнечные пейзажи, чаще всего выбирает довольно-таки мертвый и безобразный предмет: останки животного, гнилой пень, потерпевший крушение корабль, могилу и т.д. Но нам предмет не кажется таковым, потому что на картине мы уже видим его с преображенными свойствами.

Один мой знакомый фотограф из Финляндии занимался тем, что фотографировал всякие безобразные остатки цивилизации, как то: брошенные пачки из-под сигарет, пробки от бутылок и тому подобную мерзость. Но делал он это очень искусно, как истинный художник! На его снимках на фоне зеленой травы получались интересные красочные пятна и формы, с которых можно было бы начинать писать абстрактную композицию. Собственно, когда ратуют против загрязнения окружающей среды, часто забывают о роли художника. А роль его сводится к тому, чтобы привносить в природу духовное. Духовное существо из его души во время творчества переходит в пейзаж.

Один экстрасенс, тоже из Финляндии, рассказывал о плотности населения элементарных природных существ на единицу площади. В Финляндии и Скандинавии эта плотность достигает 30-40. В России в районе Петербурга – только 10-12. В странах Ближнего Востока типа Ирака меньше пяти.

Когда художник пишет с натуры солнечный пейзаж, в изображаемом им предмете поселяется элементарное существо. И дальше это элементарное существо, независимо от людей, будет работать в природе, и пейзаж будет оживать. Вот такой механизм!

Художники, пишите, пишите солнечные пейзажи!



Просмотры: 10945


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.