Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Кто такие японские гейши?
Кто такие японские гейши?


Японское и китайское искусство довольно мало интересует меня, как таковое, но оно может много рассказать для понимания нашего европейского искусства, в частности, о современных тенденциях европейского изобразительного искусства, и том, куда оно идет. Представляя с этой стороны японскую живопись, в которой отражается искусство японских гейш, я хотел бы познакомить вас с удивительным художником, Анной Потриваевой, которая делает из обрывков ткани изумительные картины по мотивам японских гейш. Казалось бы, обыкновенное рукоделие, ну, копирует девушка в своем декоративном стиле гравюры знаменитых японских художников. Пусть себе творит картины в японском духе, из своих лоскутов материи, если ей так нравится – новых направлений в декоративно-прикладном искусстве великое множество! Да и такое уж оно новое! Картины с японскими гейшами не сегодня появились в искусстве. Однако, к моему удивлению, небольшая статья, посвященная ее творчеству, привлекла тысячи читателей. С чего это такой интерес к японскому искусству? Отчего у японских гейш сейчас такой высокий рейтинг? Меня потянуло разобраться в вопросе: кто же они, японские гейши? Почему вдруг наших женщин так загипнотизировали церемониалы японских гейш?


Картина 1
Анна Потриваева «КРАСАВИЦА ОСОМЭ ИЗ ДОМА АБУРА-Я»
лоскуты и вышивка, 40 см x 30 см, 2007 г.
Работа выполнена из вышивки и лоскутов по мотивам японской гравюры укиё-э Утамаро Китагавы


Два вопроса
Гейшами сегодня очень интересуются и чаще всего задают два вопроса:
1) Кто такая гейша? Что-то вроде японской проститутки? Японская куртизанка? Жрица любви?
2) Можно ли стать гейшей? Как овладеть искусством гейши? Существует ли школа гейш сегодня в России?

Древнее искусство тела
Слово «гейша» слагается из двух частей (иероглифов): 1) искусство и 2) человек. Другими словами, гейша – это человек искусства, а не проститутка. Значит, первое, что мы выяснили: слово гейша связано с неким древним искусством, а именно, искусством тела.
Теперь предстоит выяснить, в чем же состоит это искусство. Большой энциклопедический словарь определяет гейшу как профессиональную танцовщицу, певицу, музыкантшу, развлекающую посетителей чайных домов или гостей на приемах и прислуживающую им. Словом, гейша мастерица на все руки: она может и стихи читать и светский разговор поддержать. Однако не надо представлять себе искусство гейши слишком по-европейски.

Во-первых, это не развлечение
Если сказать, что гейша это типа тамады на свадьбе, то это будет слишком слабо и слишком пошло. Гейша гораздо разнообразнее, образованней и возвышенней.
Если же сравнить гейш с придворными художниками, поэтами, певцами и шутами в нашей европейской культуре, то это все будет тоже далеко от понятия «гейша». Гейшами ведь были исключительно женщины, и отношения мужчин к этим женщинам отнюдь сводилось к официальному этикету.
Еще на наших собраниях для поднятия духа произносят всякое вступительные речи, тосты, исполняют гимны, читают стихи. Но об эротике здесь нет и речи. Гейши тоже поднимают дух мужского собрания, но делают это гораздо эротичнее! Однако примечательно, что у японцев собрание не скатывается до разврата.
Когда у нас хозяин бывает принимает гостей, то он обязательно им что-нибудь показывает: произведения искусства из своей коллекции, дом, сад, огород, величественный пейзаж из окна. А вот приглашать обученных женщин для развлечения гостей – это у нас как-то не принято. Да и о развлечении ли идет речь?


Картина 2
Анна Потриваева «Девушка, вытирающая губы»
лоскуты и вышивка, 30 см x 20 см, 2008 г.
Работа выполнена из вышивки и лоскутов по мотивам японской гравюры укиё-э


Направленное сознание
Если вы внимательно посмотрите на следующую картину Анны Потриваевой , то возможно вам станет ясно, кто такие гейши. Они не ткали, не пряли, не вышивали, не сочиняли стихи, возможно, они неплохо танцевали и пели. На картине гейша делает простую вещь: заклеивает конверт или, может, просто вытирает бумагой губы. Однако, посмотрите, с каким видом она это делает! Взгляните на эти узкие, пристально наблюдающие за вами глаза! Ее действие направлено всецело на вас. Она демонстрирует вам, с каким сознанием надо выполнять это простое действие. И такую целенаправленную демонстрацию своего сознания гейша осуществляла во всем. Через свои церемониальные действия она передавала одухотворенную культуру своего тела.

Одухотворенная культура тела
Гейши обучались в специальных школах, и там они учились сознательно выполнять каждое простейшее действие, сопровождаемое соответствующим движением тела: как вставать с постели, как наливать чай, как поворачивать к собеседнику голову, как выдерживать паузу, прежде чем произнести слово, как выражать свои чувства, как привлекать внимание публики, как заставить себя слушаться и т.д. В каждый поворот тела, в каждый жест, в каждую мимику вкладывалась своя магия, свой смысл, своя экспрессия. Приглашенные в собрание мужчин, гейши буквально завораживали их своей магией – а мы бы сказали: искусством осознанного владения телом.

Это искусство вдохновляло мужчин и заряжало их энергией, которую они затем тратили на государственной службе, в торговле, в промысле, в искусстве, а также в своей семье и при воспитании детей. Так что секс здесь не при чем, и в программу гейш совсем не входило отдавать свое тело в буквальном смысле, да и мужчины не планировали тратить свою энергию на тех же гейш, от которых они только что духовно зарядились. А то, что некоторые ритуалы гейш были весьма эротическими, по сути ничего не меняет. Гейши вдохновляли мужчин на подвиги, как могли и чем могли, никаких рамок, приличий и ограничений здесь не существовало, однако вступать в сексуальные отношения с мужчинами значило бы отдаваться им во власть, а это в свою очередь многократно снизило бы эффективность церемониала.


Картина 3
Анна Потриваева «Гейша после купания»
тряпочки и вышивка/лоскутная техника, 60см x 40см ,2007 г.


Это похоже на сеанс натурщицы.
На данной картине вы видите гейшу после купания. И даже здесь школа предписывала, как надо вылезать из бочки, как ступать на скамеечку, как отряхивать с себя воду, как заворачиваться в полотенце, как держать голову и т.д. Всё должно было выполняться с определенным достоинством и чувством. Также и как распахивать и запахивать халат – все это входило в программу гейши, все движения тела должны были быть выполнены с полным сознанием, не допускалось никакого произвола, никакого бесцельно и бестолково выполненного движения, никакой бессознательной моторики. И потренировавшись, гейша затем дарила мужчинам достижения своего сознания во время развлекательных собраний и в гостях.

Если проводить аналогии с чем-нибудь из нашей европейской культуры, то сеанс гейши можно сравнить с сеансом натурщицы. Подобно гейше, натурщица появляется в собрании художников, обнажает свое тело и позирует, в то время как они вдохновляются ее позами и делают с нее зарисовки. Причем, натурщица должна не просто уметь позировать, но она должна иметь проработанное тело, которое вследствие его проработанности интересно рисовать. Тело не должно застывать в мертвых позах, но говорить на живом духовном языке, иначе натурщица не будет пользоваться у художников успехов. Это единственная, приходящая мне на ум, параллель с искусством гейш, которое остается для нас все-таки чем-то неизмеримо далеким и забытым.

Древнее и новое искусство
Не найдя почти никаких аналогий в современной европейской культуре, нам придется признать, что искусство гейш это остатки некого прадревнего искусства, которое еще сохранилось в своем продвинутом современном виде на Востоке. Из той же серии – индийские танцы живота, ну и конечно, всякие ритуальные танцы туземцев, после которых они отправляются на охоту. Древняя женщина должна была танцевать перед воинами и поднимать их дух, а потом они шли воевать, добывать пищу, заниматься хозяйственными делами и т.д. Танец – это самое древнее и глубоко эзотерическое искусство, сохранившееся еще по сей день, но в своих слабых, бессознательных и экзотерических формах. Более сильные и мистериальные его формы известны нам из истории Древней Греции, где их исполняли жрицы мистерий.

Сегодняшнее европейское искусство основывается на предметном сознании. Поэтому вместо искусства гейш у нас веками развивалось прикладное изобразительное искусство. Европейские женщины не обучались искусству тела, как гейши, а вместо этого занимались рукоделием: пряли, вязали, ткали, делали из шерсти и материи всякие игрушки, поделки, предметы украшения и роскоши. Помните про Марью Царевну, которая вышила ковер, на котором все царство как на ладони? Самое интересное, что и эти картины Анны Потриваевой, сами по себе очень талантливые, выполненные из лоскутов материи по мотивам жизни японских гейш, они тоже словно намекают на эту метаморфозу. Вместо одухотворенной культуры тела у европейских женщин процветает одухотворенное рукоделие. Вот скрытый смысл и тайная подоплека ее картин. Причем, прикладной предметный характер приобрело, практически, все европейское искусство, в котором демонстрировалось не как проработка тела, как такового, а как изготовленный этим телом предмет. Даже если артист выходил на сцену, чтобы рассказать анекдот, он рассказывал анекдот, а не демонстрировал этим анекдотом одухотворенность своего тела.

Искусство будущегo
Искусство гейш это древнее отмирающее искусство, на смену ему, как вторая ступень, приходит искусство изобразительное в широком смысле, заключающееся в создании художественных произведений. Это имеет место не только в изобразительном искусстве как таковом, но и в поэзии, и в музыке, и в театре и кино. Везде в европейском искусстве мы имеем дело с произведениями, а не с ритуалами, культами или церемониями. Поэтому не имеет смысла возрождать искусство японских гейш. Это старое и отмирающее искусство, а на смену ему идет нечто новое, которое будет синтезом древнего искусства тела и сегодняшнего изобразительного искусства. Характерно то, что интерес к японским гейшам, а также появление в русском искусстве таких картин, как у Анны Потриваевой, есть признак того, что общество нуждается в новом искусстве. Оно уже не удовлетворено обычным изобразительным искусством и ищет новые формы и новое искусство на третьей ступени развития, которое будет также мистериальным, как прошлое искусство японских гейш. Но если последнее представляет одухотворенную культуру тела на житейском уровне – как вылезти из ванны, как помахать ручкой гостям - то искусство эвритмии (так называется новое искусство движения) будет космически-предметным. В нем через гармоничные промысленные движения человеческого тела будут демонстрироваться буквы космического алфавита, знаки Зодиака, планеты, музыкальные тона, живописные оттенки и многие другие чисто духовные понятийные категории. Это искусство уже развивается сегодня на Западе, и те, кто интересуется искусством японских гейш, скорей всего ищут не его, а это новое искусство эвритмии, но только еще не знают его по имени. Школы и учителя эвритмии существуют во многих европейских странах и США.
Отвратите же свой взор от Востока с их гейшами и посмотрите, что есть у нас!

Узнать больше об эвритмии вы можете в статьях Ирины Рут:
«Десятая богиня»
«Одухотворенная культура тела в эпоху материализма»


Сайт АРТСОФИЯ приветствует любые ваши публикации по искусству эвритмии!



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.