Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
Художественная критика: Древо жизни и его первые плоды
Древо жизни и его первые плоды

Николай Макковеев "Древо жизни"
Холст, масло, 50 х 70, 2014
http://artsophia.ru/makkoveev.html


Картина Николая Макковеева - это не иллюстрация к одноименному фильму "Древо жизни", а также не иллюстрация книги "Древо жизни", и вообще не иллюстрация чего бы то ни было, никакого библейского сюжета и никакой сказки. Художник не повторяет на свой манер Густава Климта, в свое время тоже написавшего картину "Древо жизни". Сюжет взят не откуда-то, а из глубин подсознания, где эти откровения хранятся, как в кладовой - но мы ничего не знаем о них, так как возвращаясь из сновидения в сознательную жизнь, сразу же забываем эти имагинации. Так их называет другой знаменитый художник - Пауль Клее - писавший, правда, в более абстрактном стиле - и таких имагинаций в подсознании у художника и вообще у каждого человека очень много. Наиболее значимыми, о которые наше сознание в реальной жизни разбивается, как о подводные камни, это две.

Имагинация Рая, или Дерево познания Добра и Зла

Древо Жизни чаще всего упоминают в связи с Древом Познания. Так это стоит и в Книге Бытия: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.(Быт. 3:22). Источником живописных произведений, типа искушения Евы или изгнания Адама и Евы из Рая, однако не является Библия. Неправильно думать, будто художник, начитавшись духовных книг, потом садится за работу и начинает их иллюстрировать на своих полотнах, или в иконах, или в скульптурах. Нет, источник творчества - в любом случае - это подсознательные имагинации, а святые книги могут лишь навести художника на них. Если он сам настолько свят, что его дневное очищенное мышление не мешает ему их видеть, то может через живописное творчество воспроизводить эти картины. Так сказать, поднимать подводные камни на поверхность, как айсберги.

Как получается, например, имагинация Рая? Дайте художнику, который достаточно искушен в рисунке, карандаш в руки, и путь он автоматически, не думая ни о чем, что-то рисует. Как вы думаете, что он изобразит? В 90% случаев на его рисунке появится голая женщина. Однако обнаженная женская фигура не может быть совсем без всего, она требует какого-то простого предмета, который противостоял бы ей по цвету. Что это за предмет? Естественным образом, у голой женщины на рисунке появляется круглое яблоко. Но и это еще не все! Яблоко должно откуда-то взяться, а значит рядом должно произрастать дерево, с которой этот плод взят.

Итак, обнаженная женская фигура, яблоко и дерево - вот наиболее популярная имагинация, которую, дай волю руке, художник тут же не задумываясь создаст на листке бумаги. Но эта имагинация самая многозначительная! Душа человека - а душа всегда изображалась, как обнаженная женщина - принимает плод познания из духовного мира, и это оплодотворяет душу для духовного роста. Дерево символизирует рост, но оно не первое и стоит объективно, как фон, а на первом плане - голая Ева. Иногда художники этим не ограничиваются и добавляют к дереву Змея - духовное существо, давшее душе инспирацию - а рядом с самой Евой изображает Адама, которого она, в свою очередь, инспирирует к действию. Первородный грех, грехопадение, добро и зло - это все последующие религиозные интерпретации. Художник же обходится без них и изображает то, что всплывает у него из подсознания.

Имагинация смерти, или дерево Жизни

Существует очень много имагинаций, но эти две самые значительные. Имагинация смерти противоположна первой. Если на первой - цветущий Рай, бьющая ключом жизнь, вечное лето, то здесь - мертвое дерево, спрятавшаяся жизнь и вечная зима. Вы это уже заметили у Николая Макковеева? В основе картины ствол дерева с расходящимися в разные стороны ветвями. Опять же это не случайно! Если неизощренному художнику дать краски, то он станет бессознательно водить кистью по холсту и изобразит вам что-то типа разветвленного дерева - можете не сомневаться! А можете сами пробовать. Откуда возникают на картине эти фантастические деревья? Вы их срисовываете с Дерева Жизни. Оно посажено глубоко внутри души, и каждую ночь вы взбираетесь по этому мертвому дереву наверх, чтобы убедиться в отсутствии плодов. Их и не может быть по той простой причине, что единственным плодом жизни является смерть - но вы для нее еще не созрели.

Также и дерево жизни требует дополнения - а то картина получается слишком скучной. Зная это, профессиональные художники вообще избегают деревьев - это считается у них дурным стилем. Любое изогнутое разветвление они рубят на куски, отсекая от ствола ветви, как сорняки, которым не место в стройной художественной композиции. Единственное, что они оставляют от дерева - так это строгая вертикаль и такая же строгая горизонталь, другими словами, крест. По сути дела, Распятие есть имагинация Дерева Жизни, только дерево заменено здесь мертвым деревянным крестом, который сам по себе не может плодоносить. И вкушать от этого Дерева Жизни в отличие от Древа Познания нельзя, потому что плод, который на нем вырастает, это сам человек. И этого человека - распятого Иисуса Христа - художники изображали, потому что композиция с мертвым деревом требовала, чтобы на ней был живой человеческий плод.

Итак, в первом случае у нас была голая женщина, во втором случае - голое дерево, плодом которого является распятый голый мужчина, который через это распятие преодолевает смерть. А само дерево названо Деревом Жизни, потому что из мертвой или умирающей материи оно производит жизнь. Однако тема с Распятием во многом навязана христианской церковью. Сами художники вряд ли бы догадались изобразить, исходя из своего внутреннего переживания древа жизни, распятого на кресте человека, если бы на эту мысль их не навели евангельские рассказы. Хотя, как знать! Похожие на Распятие изображения постоянно находят в древних раскопках - потому что это есть вечная имагинация Древа Жизни.

Религиозное переживания художника

На картине художника Николая Макковеева (из Забайкалья, где получило распространение не христианство, а буддизм) тоже представлена своего рода религиозная имагинация. Художник назвал свою получившуюся картину "Древо Жизни", потому что она имеет к нему прямое отношение. Однако он не стал, как многие современные художники, рубить и обкарнывать дерево, чтобы их не обвинили в примитивизме, но решил последовательно развить имагинацию до ее завершенного состояния. И вот что получилось - прекрасная многозначительная картина! В ней тоже есть мертвое дерево, поднимающееся, так сказать, высоко над нашей цивилизацией с ее дворами и церквями внизу, есть и живое человеческое дополнение - бабка и дедка, забравшиеся на дерево. Это мы с вами! Но что интересно, они не долезли до верхушки, где вовсю светит солнце, а обосновались посредине, в темноте, и весело там проводят время!

Картину можно рассматривать как карикатуру на современного человека, однако мне кажется, что она не лишена смысла. Художник совершил важный и смелый шаг. Конечно, его легко обвинить в детском примитивизме, в сказочности, в том, что он пренебрег всем развитием искусства в ХХ веке, и что пишет, как уже почти никто в мире не пишет. Однако в мировой живописи сегодня полно дури, а эта картина не простая! По технике исполнения, и по смыслу, по знанию законов искусства она не уступает ни в чем. Разве не видно с первого взгляда, что картина не отталкивает ничем нашего внимания? В корне взять, человек узнает в ней свой духовный путь, но не грехопадения, а подъема из нашего высоко техногенного, но в духовном смысле парализованного состояния. И заметьте интересную деталь - во что со всем религиозным рвением хочется верить, что так оно и есть - ниже этих людей дерево начинает оживать. Мы сами своим подъемом делаем мертвое живым!

Дерево жизни, это путь будущего подъема, который завершается обретением бессмертия и расцветом ранее мертвого дерева. Однако мы еще не дошли до области света, застряли, как эти дед и бабка посредине, и что самое странное, ни вниз, ни вверх не хотим никуда больше лезть. Нам и здесь достаточно хорошо - как-нибудь протянем! Понятное дело, что посадив этих двоих на свое дерево жизни, художник не ставит крест на вечной жизни. А то, что они застряли - так это юмористический прием. Кто понимает юмор, тот поймет и идею. Как зритель, я хочу сказать, что намек понят - мне тоже нельзя не сидеть с гитарой на суку, но надо творчески подниматься! А то вся наша человеческая эволюция останется недосказанной сказкой!

А еще, огромное спасибо художнику за классный материал для статьи!

© Михаил Андреев, 2017





: Количество просмотров 243

Низкие цены на все товары!




Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


   Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.