Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Что нужно для полной свободы?
Артемов Александр «Старая Рига»
холст/ масло, 97 х 80 см, 1999 г.
http://artemovart.com/test/

Не правда ли, есть что-то свободное в этой картине? Сейчас разберемся, что. Правда, многие скажут: извините, какое отношение имеет Старая Рига к теме свободы? В самом деле, какое?
А если вдуматься, то всё так и есть. Мы идем по жизни как туристы по узенькой извилистой улочке. Слева и справа от нас старые дома, старая традиционная жизнь, не нами придуманная и не нами созданная. Каждый наш шаг обусловлен посторонней необходимостью и направляется твердокаменными обстоятельствами, и мы двигаемся вперед натурально как в лабиринте. Путь наш виден нам лишь до ближайшего поворота, и куда он нас приведет, абсолютно неизвестно. Однако мы не жалуемся, нам даже нравится блуждать и рассматривать все вокруг, эта старина нам кажется всего лишь временной, потому что там за перекрестком, в узком просвете между домами неизменно маячит светлая красивая доминанта. Это и есть наша свобода, к которой мы все приближаемся неторопливыми шагами и никак не можем приблизиться.

Так что же такое свобода? Сколько интеллектуальных усилий было потрачено мыслящим человечеством, чтобы определить, можем ли мы в этой жизни придти к свободе и, если можем, то как. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», - сказал Иисус. Вот мы и познаем истину за истиной - до бесконечности - и каждый раз надеемся, что взялись за ту самую истину, которая-то и приведет нас к свободе, к достижению цели, успеху, финансовой независимости и т.д. При этом кто-то верит в любовь, кто-то в мораль, кто-то в свое высшее «Я», а кто-то в удачу и счастье, иными словами, верит в то, что наша жизненная необходимость, то есть, блуждание по улочкам Старой Риги, и есть свобода.

А между тем все гораздо, гораздо проще. Давайте не будем думать над тем, «Как достигнуть?», а давайте представим себе, что же это такое – свобода - и что конкретно нужно человеку для состояния свободы. Например, что нужно для творческой свободы живописцу? При этом будем отдавать себе отчет, что свобода возможна далеко не везде и не во всем. Строго говоря, она возможна только в одной сфере - в мыслительном творчестве. Но даже и там свобода возможна не всегда, а при определенных условиях, которые могут наступить или не наступить. Если они наступают, то нам не надо больше тратить творческие силы на всякую ерунду и подготовительную работу, а только творить и творить. Для большинства людей эти условия не наступили, и они находятся еще в состоянии блуждания по узким улочкам старого города и думают, что вот-вот достигнут доминанты, с которой им все откроется как на ладони.

Итак, для пущей наглядности представим себе: что нужно для творческой свободы живописцу? Каковы его условия полной свободы? Какой идеал он хотел бы осуществить в своем творчестве?
Для этого достаточно взглянуть на картину «Старая Рига», желательно, конечно, не в электронном, а натуральном виде. Вглядитесь в эти краски, в желтое небо, в зеленые и фиолетовые дома. Какое обилие цвета! Вы видите, что художник получал удовольствие, раскрашивая все эти поверхности - мостовую, крыши, трубы и окошечки – при всем том, что форма этих поверхностей очень простая, можно сказать, игрушечная. Художник в некотором смысле как ребенок, который мечтает, чтобы ему дали книжку с раскрасками. «Дайте мне форму, а уж мое дело наполнить эту форму цветом! Потому что в этом деле я асс!»

Состояние творческой свободы наступает у художника, когда он работает с цветом. Его свобода заключается в том, что из глубины своего собственного ощущения он совершенно осознанно решает, какой ему выбрать здесь цвет. В этом и состоит его работа – в нанесении цвета, точнее, в сознательном управлении цветом. Когда он выбирает цвет, он словно царь, который подписывает указ, и никто над ним не стоит.

А вот в форме он зависим от множества посторонних вещей. Форму художник должен изобрести, или взять с натуры, или где-то подсмотреть. Тенденция современной живописи заключается в том, чтобы как можно меньше копировать с действительности и как можно больше доверять своему подсознанию, например, рисовать форму мгновенным росчерком руки, когда рука совершенно не думает, что рисует. Но как бы то ни было, с добыванием формы у всякого художника существуют известные трудности и неудобства. Форма не зависит от него, она не поддается ему, над ее поиском приходится терять драгоценное время, форма для художника – это рутина. Он скорее бы предпочел, чтобы форма возникала перед ним словно ниоткуда, без его собственного участия, а он бы только выбирал из готовых форм, какую ему начать раскрашивать цветом. Вот это и есть состояние творческой свободы для художника – РАБОТАТЬ ЦВЕТОМ и не заботиться о форме. Высшее состояние свободы – это вообще чтобы изначально не было никакой формы, чтобы нужная для картины форма сама возникала из цвета – подчинить форму цвету!

И так в каждой области. В каждой творческой и не творческой области перед человеком стоит задача ПОДЧИНИТЬ ФОРМУ ЦВЕТУ, чтобы твои подчиненные приносили бы тебе на стол готовую форму, а ты бы только решал, как ее закрасить. Разве не так же обстоит дело в литературе? Разве вам не хотелось бы, чтобы в вашей голове возникал готовый сюжет, который бы вы потом росчерком своего пера чиркали как хотели и вставляли в него свои собственные мысли. Да, мысли должны быть, конечно, сильные, чтобы форма, как гора, пошедшая навстречу Магомету, сама захотела лечь перед вами на стол. Однако в этом и состоит цель – копить и копить свои силы, тренироваться в силе мысли, тренироваться в чувстве цвета, чтобы затем в один прекрасный момент почувствовать, что вы не зависите от формы, что вы можете свободно работать цветом своей души, независимо от вашей области, будь вы художник, или поэт, или воспитатель, или бизнесмен.

Художник – он как первооткрыватель Америки. Он открывает для зрителей, которые смотрят его картины, состояние творческой свободы. Его картины говорят: «Посмотрите! Вот она, Америка, перед вами! Берите и открывайте!» Правда здесь не Америка, а Старая Рига, но дело не в этом, а в том, что перед вами готовый факт: СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ДОСТИЖИМО! Художник прошел весь путь и был у цели, его картина свидетельствует об этом, он подчинил необходимость своему собственному чувству и красил небо в желтый цвет, как хотел, и никто в целом мире не мог сказать ему, что он не прав, потому что картина удалась. Потому что за гранью свободы не бывает неудач и провалов, потому что в состоянии свободы вы сами диктуете свои законы и правила. Люди покупают картины, потому что они таким образом покупают частичку творческой свободы, которая рано или поздно придет к каждому человеку.



Просмотры: 6318


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.