Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Унесенная ветром
Унесенная ветром



Владимир Азанов «Течение времени»
холст/масло, 80 см x 60 см, 2007 г.


Разберем эту картину литовского художника Владимира Азанова по всем правилам художественной критики, о которых мы уже не раз писали. Поначалу кажется, что говорить здесь собственно не о чем – совершенно абстрактная безсодержательная композиция, хаотическое смешение красок – но это и хорошо! Если нам удастся что-то о ней сказать, то будет налицо чистый продукт художественной критики!

На первой стадии дается по возможности более точное описание того, что мы видим на картине, не примешивая к этому описанию никаких мыслей и чувств.
Основной фон картины синий, на этом синем фоне разыгрывается прочая тонкая игра цвета. Можно отметить белый, светло желтый и темно красные тона, которые частично растворены в синем. В живописи это те цвета, которые не образуют формы и имеют свойство свободно растекаться в пространстве. Отчетливо видна горизонтальная и вертикальная структура. Пятна разного цвета наносятся вертикальными мазками, а потом смазываются кистью или губкой в синий фон с образованием тонкой структуры горизонтальных или почти горизонтальных линий. Кроме тонкой структуры есть еще грубая структура в виде мазков оранжевого и синего цвета. Выделяются два оранжевых формообразующих пятна: горизонтальное (в левой части картины) и вертикальное (поверх полосы красного цвета в правой части картины), при помощи которых художник придал картине композиционную законченность.

На второй стадии перечисляем все мысли, ассоциации и образы, которые вызывает у нас картина. Желтое горизонтальное пятно в левой части картины – это пляж на том берегу озера. Над ним темно-синие контуры далеких гор, а еще выше - небо с белыми слоистыми облаками. Другое желтое вертикальное пятно – это ее волосы, а неотчетливая вертикальная красная полоса – ее обнаженная фигура. Обнаженная она по общему ощущению от картины, потому что абстрактный ландшафт такого типа с плавными природными переходами цвета это и есть обнаженное женское тело, так сказать, его абстрактная интерпретация. Женщина, которая символизирует душу, стоит и смотрит на ту сторону озера, где как некий мираж видит свое отражение, или свой идеал, или свою мечту, или сказочного принца, фигура которого возвышается над горами. Небо отражается в воде, правый берег в левом – полная симметрия.

На третьей стадии мы говорим только о чувствах.
Первое впечатление – грандиозно! Хочется окунуться и нырнуть в то озеро, в переливы цвета. Однако темно-красные полосы и надвигающаяся синяя туча вызывают чувство тревоги. Там что-то словно происходит, что-то затевается. Картина мощно притягивает внимание к некому центру, который находится на том берегу в белом цвете чуть повыше разрыва в желтой линии пляжа. Там что-то скрывается, к чему душа, стоящая на этом берегу, так страстно стремится. Но ни разглядеть, ни взять! Это нечто - за пределом досягаемости, преодолеть расстояние до него и страшно, и невозможно. Картина зовет, это своего рода вечный зов. Но ситуация на ней статична, по сути дела ничего не меняется, душа так и останется на этом берегу, словно скованная в своей нерешительности, потому что ей и здесь хорошо, потому что это всего лишь картина души, так сказать, ее моментальное состояние. Если хотите никогда не забывать о своей мечте, к которой стремитесь, повесьте эту картину у себя дома над столом!

На четвертой и последней стадии мы переходим к самому главному – к идее картины. И как уже однажды говорилась, идея должна придти к нам изнутри, или свыше, как наша собственная идея, возникшая благодаря тому, что мы медитативно потратили некоторое время на предыдущее рассмотрение картины. И здесь я должен рассказать о своем собственном переживании, о своем собственном опыте.
По своему опыту я уже знаю, что эта идея всегда приходит, когда составишь себе точное описание и переберешь все мысли, чувства и ощущения, связанные с картиной. Может быть, не сразу, может быть, на другой день, но приходит. Так произошло и в данном случае. Лежа на диване, с закрытыми глазами, я сосредоточенно и не спеша ждал, когда идея меня посетит. И она пришла! Настолько ясная точная и недвусмысленная, что я не стал даже торопиться ее записывать, нисколько не сомневаясь в своей способности воспроизвести ее в любой момент, когда сяду за компьютер.
Но на другой день я вдруг обнаружил, что абсолютно не могу вспомнить того, что мне с такой определенностью пришло в голову! Идея была настолько яркой, настолько актуальной, настолько железной…, однако спустя немного времени от нее не осталось ни следа! Попытался вспомнить - не смог! Я занялся другими работами и через пару дней понял, что она ушла навсегда.
Можно, конечно, расстраиваться и сетовать по этому поводу. Но ничего не поделаешь: в один поток нельзя войти дважды. Идея унесена временем. Душа живет в непрерывном астральном потоке, который как ветер обтекает ее душевное тело, развевает по ветру ее волосы, однако нельзя вместе с этим ветром перенестись за тысячи километров назад в то, что он уже унес. И вдруг я понял, что это и есть основное свойство картины! Понял, почему она называется «Течение времени»! Ведь то, что произошло со мной, когда я искал и упустил из памяти идею картины, это на картине собственно и изображено, как течение времени. Душа ищет идею, а поток времени уносит ее.

Посмотрите еще раз на картину, и вы увидите, что в ней все в точности совпадает.

Вертикальная фигура на этом берегу озера – это душа, которая смотрит, мыслит и чувствует. Это ее нормальное сознательное состояние, но в этом нормальном сознательном состоянии она не в состоянии схватить идею, не может взять запредельное, находящееся в облаках тумана на том берегу.

А горизонтальная желтая полоска (пляж) – это та же душа, которая, так сказать, лежа на диване, ждет, когда к ней идея снизойдет сверху. Между тем и этим состоянием громадный разрыв, огромная водная гладь, поток времени, который смывает в вечность все наши идеи и переживания.

Вот так душа и живет - то на том берегу, то на этом, и не в состоянии это все совместить. Она раздвоена по своей сути и никогда не может почувствовать себя на этом берегу, как у себя дома. Но в принципе, если она не боится дважды вступить в один и тот же поток, то может получить то, что искала.

Вот мы и разобрали идею картины!
Сможет ли теперь кто-нибудь утверждать, что это абстрактная безсодержательная картина, о которой совершенно нечего сказать!? 
   



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.