Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   О чем картина Айвазовского Девятый вал?
Вашему вниманию предлагается статья Нины Бойко о картине И.К.Айвазавского "Девятый вал". По моему мнению, это хороший пример того, как надо писать статьи по произведениям художников прошлого. И я думаю, что эта картина заслуживает того, чтобы о ней были сочинены тысячи талантливых миниатюр. Даже школьникам в школах можно было бы давать в качестве упражнения написать сочинение: что они думают о "Девятом вале". Ну, и конечно, о других знаменитых картинах русских художников - тоже.
Все, у кого есть желание опубликовать в Интернет такие сочинения, приходите на АРТСОФИЮ!
Михаил Андреев.



Иван Айвазовский "Девятый вал"
холст, масло, 221 х 332 см, 1850 г.


Море внушало Айвазовскому безграничное восхищение. Он артистично передавал игру волн, эффекты освещения, разнообразные состояния атмосферы. Он создавал свои картины на совершенно новой творческой основе: не с натуры, а исключительно по памяти, превосходно зная, как образуется волна в зависимости от состояния погоды, влияния ветра, внутренних сил водной массы, облаков и солнца.

Маринистов уровня Айвазовского за всю историю живописи мир знал не больше десяти, и все же на Западе многие не признавали его дара. «Странную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит!» –– возмущался Бальзак.

В высокой феодосийской мастерской художника не было больших окон, из которых он мог бы наблюдать море и небо. Свет проникал через узкие оконца, расположенные под самым потолком. Это было сделано специально – для того, чтобы не отвлекаться от работы, храня в своем сознании образ заранее продуманный.
«Писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры, – говорил Иван Константинович. – Художник должен запоминать их. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе, и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».

Однажды пришло в Феодосию торговое итальянское судно, капитан которого был давним приятелем Айвазовского. Он привез художнику подарки, рассказал о том, что революционные батальоны Италии под предводительством Джузеппе Гарибальди воюют с Австрией за полную политическую и национальную независимость своей родины, что множество добровольцев из разных стран примкнули к гарибальдийцам, есть среди них и русские.

После отъезда капитана Иван Константинович заперся в своей мастерской. Сидел в кресле, закрыв глаза, и со стороны могло показаться, что он спит. Однако мысль его работала. Вставало в памяти детство: он с другими мальчишками помогает рыбакам выгружать серебристую, трепещущую рыбу. Во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях на море, о кораблекрушениях… Вспоминалось, как в Бискайском заливе корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в жестокий шторм. Все пассажиры тогда обезумели от страха, он тоже испытывал сильный страх, но держался рядом с капитаном. Чудом они добрались до Лиссабонской гавани. Вспомнилась буря в Финском заливе: люди на хрупкой скорлупке – как иначе назовешь рыбачий баркас среди волн? – боролись со стихией.

Когда Айвазовский, наконец, открыл глаза, руки его сами потянулись к палитре и кисти.
… Над бушующим океаном встает солнце. Его лучи открывают настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал мрак. Еще вздымаются гребни яростных волн. Одна из этих волн самая громадная – ее называют девятым валом. Со страшной силой и гневом она вот-вот обрушится на потерпевших крушение, а усталые измученные люди судорожно вцепились в обломки мачты… – выдержать, выдержать!

На полотнах Айвазовского прежде были сцены тщетной борьбы человека со стихией. Огромные волны вовлекали людей в бездонную пучину, губили последние надежды, а немногие оставшиеся в живых вместе с жалкими обломками корабля безжалостно вышвыривались на прибрежные утесы. Грозным и роковым было его море!
Теперь же всё обстояло иначе. Свет, солнце вступили в союз с людской волей. Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы, но они уже ослабели. Еще немного, и пройдет последний, девятый, вал.
В этой картине заключалась вера в победу гарибальдийцев. И когда полотно было выставлено в Москве, зрителей восхитил не только вложенный в него смысл, но и непревзойденный дар художника: море заполнило полотно до краев; казалось, вот-вот – и вода выплеснется, хлынет в гулкие и просторные залы.


© Нина Бойко, 2010


АРТСОФИЯ

Статьи по картинам современных художников

Еженедельная рассылка
Современная живопись и артбизнес


ЗАКАЗАТЬ СТАТЬЮ

Просмотры: 5309


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.