Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Четыре мира
Четыре мира 
Дмитрий Бурдасов
«Озеро в горах Алтая», 2005 г., х/м, 40 х 60
http://palitra-oil.narod.ru/

Давайте однажды поучимся у художника писать литературные произведения. (!!!) Пусть вам эта идея не покажется странной – просто на картине у художника все так наглядно и ясно, и все расставлено по своим местам, а вот в рассказе у писателя зачастую не сразу заметишь за внешним сюжетом и блеском, что чего-то главного, может быть, не хватает.
Знакомо ли вам это ощущение: начинаешь читать, и все как будто прекрасно, и тем не менее чего-то словно недостает?

Давайте посмотрим на картину. Что вы видите на ней?
Ну, камни, озеро, горы, облака.
Это частности, а если отвлечься от данной конкретной картины, то на любом пейзаже можно всегда, или почти всегда, различить четыре слоя. Эти горизонтальные слои выделяются своим характерным цветом, потому что художник пишет цветом. Они могут иметь разную высоту, могут быть не во всю ширину холста, могут отчасти налезать друг на друга, но они всегда есть. Это некий живописный закон. Каждый живописец знает о нем и пользуется в своей работе. Мы же, зрители, не обращаем на это внимания, потому что нас интересует только красивая картина и ничего больше.

Итак, четыре слоя, или четыре плана.

Нижний слой - это самый передний план, на котором мы стоим и по которому можем свободно перемещаться, в данном случае – трава и серые камни, покрытые мхом. Нижний слой олицетворяет физический план, он представляет то место, где мы обитаем, и те вещи, которые нам доступны. Все остальное мы только видим. Для нижнего слоя характерны грубые угловатые формы, сильные световые контрасты, хаотические пересекающиеся линии.

Второй слой – это, как правило, водная гладь, поляна или дорога. Это астральный мир (иногда его называют витальным или миром формообразующих сил), который предстоит перейти или переплыть, чтобы придти к духовной жизни. Через этот мир, как правило, пролегает светлый путь, например, солнечная дорожка, как в данном случае, или тропинка в лесу и т.п. Для второго слоя характерны горизонтальность направлений и штрихов, целостность пространства и отсутствие резких линий.

Если второй слой представляет из себя что-то горизонтальное, то третий слой невозможен без вертикальных направлений и форм, все существо этого плана передает устремленность вверх. Однако, это еще не самый высший мир, вертикаль здесь живет в гармонии как с горизонталью второго слоя, так и с шарообразными формами высшего мира. Наиболее подходящей формой для этого плана является дерево с его вертикальным стволом, горизонтальными ветвями и округленной кроной. Однако в принципе, здесь может быть все: и горы, и города и целые страны. Это мир нашей мечты, мир наших возвышенных устремлений. С того места, где мы сейчас стоим, он недоступен. Тем не менее, нас жадно к нему влечет, хочется углубиться в него, хочется карабкаться по его крутым горным склонам.

Наконец, четвертый слой (чаще всего небо) – это то, куда мы никогда не попадем в этой жизни, что-то в высшей степени недоступное, запредельное и божественное. Мы можем только с благоговением взирать ввысь, восхищаться красотой небес и преклоняться перед их величием. Характерные для этого плана формы – это либо отсутствие форм (один цвет), либо шарообразные клубящиеся формы. Цвет же не регламентирован. Цветом художник передает свое личное мироощущение, а вот формы для каждого плана это объективный закон.

Словом, каждый художник знаком не понаслышке с тайной существования четырех миров и каждый художник рассказывает о ней на своих полотнах. Эту истину можно прочитать на каждой живописной картине - ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ГРАЖДАНИНОМ ЧЕТЫРЕХ МИРОВ. Мы живем одновременно и сразу в четырех мирах, но своим сознанием присутствуем только в одном - на физическом плане. Если бы наше сознание простиралось на все четыре мира, то не было бы смерти – мы просто переходили бы из одного мира в другой, как переходим дорогу или реку.

Вот эти четыре мира:
1. Физический мир, который мы воспринимаем посредством органов внешних чувств и до некоторой степени осознаем.
2. Имагинативный или астральный мир, из которого творческий человек черпает образы для своих произведений.
3. Инспиративный мир или низший духовный мир, который питает творческого человека идеями и импульсами для его возвышенных начинаний.
4. Мир интуиции или высший духовный мир, воспринимая который, творческий человек переживает сущность мира и жизни.

Обычно человек осознает только физический мир, но в творческом состоянии он живет сознательно также и в высших трех мирах. Как было сказано, художнику ничего не стоит символически изобразить их на своей картине. Это азбука живописи, это мы видим почти в каждом пейзаже. И в каждом пейзаже сразу видно, в каком мире больше или меньше находится его создатель. Так на представленной картине совершенно очевидно, что ее автор живет больше в инспиративном мире, то есть, в возвышенном устремлении к духовному. А вот с литературой дело обстоит несколько иначе.

Мы видели, что в живописном произведении четыре мира предстают в виде четырех цветовых слоев: два внизу картины и два наверху. Между этими двумя парами слоев есть всегда четкое разделение – это та линия, где кончаются долина и озеро и начинается подъем в горы. Подумаем теперь, какое соответствие этим четырем мирам или слоям имеется в литературном произведении, в рассказе, например.

Первый план – сюжетная линия, то, о чем автор повествует, так сказать, тело рассказа.
Второй план – образы, которые вплетаются в повествование.
Третий план – развивающаяся идея произведения, то, чему автор хочет нас научить, его опыт, его мировоззрение, его инструкции и т.п.
Четвертый план – это большой вопрос. Я еще не знаю, что по этому поводу здесь можно сказать. Наверное, автор, как Бог, как создатель своего творения, должен сам чему-то научиться у своих героев и что-то понять. Сотворив рассказ или роман, он может сделать для себя какое-нибудь важное открытие и найти для этого открытия место на страницах произведении, подобно тому, как художник у себя на холсте находит место для неба.

Современная художественная литература требует от нас, чтобы мы пекли четырехслойные пироги. До недавнего времени это было не так. Художественная литература создавалась однослойной или двухслойной, писатель только изображал действительность, а всякое осмысление ее оставлял на волю читателя. Автор мог с правом сказать: «Я написал вам то, что написал. Сами ищите во всем этом идею!» Взять хотя бы «Войну и мир» Льва Толстого. Какая величественная панорама! Какой большой и вкусный пирог! Но, увы, всего лишь двухслойный! Ну, подумаешь, вышла Наташа Ростова за Пьера Безухова! Идеи-то в нем, как нам дальше жить, в сущности, абсолютно нет. Сравните с этим «Звезды светят вниз» Сиднея Шелдона. Это чуть ли не руководство по деловой жизни! Своего рода история успеха! Три плана налицо; правда, может быть, за счет образности, но а как же иначе?! А существуют уже произведения, где есть все четыре плана.

Мне кажется, что современный роман это как горный пейзаж, с восхождением на вершину и даже выходом за пределы.


 


Просмотры: 3190


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.