Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Красота человеческих душ, к которой нужно стремиться
Художник Александр Чулков (Чехия): интервью для сайта "Артсофия"




Александр Чулков "Milena and Angel - Милена и Ангел"
бумага, масло, 38 х 35 см, 2005 г.


1. Как Вы стали художником? Когда окончательно решили, что пойдете этим путем?
Ответ:

Мой отец рисовал. Будучи военным человеком, он вечерами после службы копировал работы Рубенса, писал портрет моей матери, а однажды, придя в обеденный перерыв домой, показал, как одними цветными карандашами можно с натуры нарисовать розочку в вазе. Это был единственный урок живописи в моей жизни. Но очень сильно повлиявший на меня, буквально, потрясший...
Когда мне было шестнадцать, я неожиданно для себя сделал за две недели уменьшенную копию картины Доменико Гирландайо «Дедушка с внуком». Это особенная картина, с изумительным колоритом и непередаваемой атмосферой любви, человечности и сострадания. Приехавший из командировки отец был шокирован... Он посмотрел, чем я рисовал - стандартный набор из двенадцати масляных красок и клеевая кисточка - и сказал: «Да, таланта у тебя больше, чем у меня...»
Тем не менее, моё сильное желание поступать в Киевский художественный институт на факультет реставрации было полностью отвергнуто моими родителями. Отец и мать убеждали меня в том, что лучшим выбором моего жизненного пути была бы учёба в военном училище. И что Львовское, со своим факультетом военной журналистики, это просто мечта для каждого молодого человека. Я не соглашался. Тогда меня «взяли» хитростью: «Саша, вступительные экзамены в художественный институт когда? В августе. А в военное училище когда? В июле. Ты просто попробуй, потренируйся поступить в училище, чтобы потом не бояться поступать в институт, на свою реставрацию... Хорошо?» Так я и попался. Экзамены в военное училище сдал, предполагаю, что не без помощи со стороны, военную присягу Отечеству принёс, подписал документ, дверца захлопнулась...
Армейская учёба была скучной, вызывала у меня зевоту и желание спать. Также и вечная муштра, и ночные наряды, и всевозможные стройки, поездки в колхозы, разгрузка вагонов с углём, деревом, солью и чем угодно ещё... В общем, тогда до меня окончательно дошло, что жить так дальше нельзя, что надо как-то развиваться... Я приспособился рисовать маленькие акварели прямо на лекциях, сидя где-нибудь сзади, поближе к окну. Малюсенький листик ватмана, баночка от таблеток для воды, самая мелкая кисточка... Всё тайно, из под стола... Мне всегда хватало воображения, натура почти не волновала... Мои однокурсники говорили мне одно и то же: "Если бы я рисовал так, как ты, то стал бы я поступать в военное училище!.. Саня, что ты здесь делаешь?!"
Тогда же я увлёкся и поэзией. Моим кумиром стал Андрей Вознесенский. Его стихи поражали свежестью и модернизмом. К концу третьего курса я окончательно понял, что военным быть не хочу. Долго рассказывать, какого упорства мне стоило, чтобы вопреки всем мнениям и недовольствам, угрозам и проклятиям, вырваться на свободу...
Армия отобрала у меня четыре года жизни. Но вместе с тем научила выносливости, терпению и многим другим полезным вещам, наконец, дала почувствовать себя мужчиной, а не юношей с розовыми очками наивности на глазах.
Всю мою дальнейшую жизнь я был самоучкой. В живописи, в рисунке, в поэзии, в остальном. Но думаю, что это спасло меня от всеобщей стандартизации...

2. Занимались ли Вы чем-нибудь еще кроме живописи? И как это занятие повлияло на ваше творчество?
Ответ:

Я был пожарником, художником-оформителем, художником кукольного театра, связистом, организатором художественных выставок, работал коммерческим директором в одной из первых частных фирм в нашем городе. Позже работал в одной пражской галерее, потом открыл свою, там же, в Праге. Потом был период процветания и относительного спокойствия. Потом я обанкротился... Снова работал... Грузчиком, упаковщиком на фарфоровой фабрике, ювелиром... Но всегда, если оставались силы, рисовал и писал стихи.
Всякое занятие так или иначе влияет на человека. Мне кажется, что максимально благотворное влияние на меня имела поэзия. К ней я отношусь так же серьёзно, как и к изобразительному искусству. Есть много поэтов и критиков, считающих меня лучшим поэтом в жанре любовной лирики, что не может не окрылять. Кроме того, я перевожу на русский язык чешскую поэзию, и на мой взгляд, это тоже положительно на меня повлияло...

3. Какие учителя, события, страны, встречи оставили след в вашей творческой биографии?
Ответ:

Мои учителя — книги. Монтень, Экзюпери, Шри Ауробиндо, многие другие... Что касается искусства, особенно Ирвинг Стоун «Муки и радости», роман о Микеланджелло. Альбомы по живописи итальянского Возрождения. Мировая и отечественная фантастика. Хорошая поэзия. Фильмы Тарковского. Это то, что воспитывало меня, как творческую личность.
Страны?.. Украина, где я родился и прожил 34 года своей жизни. Польша, где служил мой отец, где я впервые столкнулся с чем-то «ненашим». Надо сказать, что оно было необычным, вкусным, качественным, приятным... Потом Чехия, где мне нравится практически всё, прежде всего, люди, отношения, культура, климат... Голландия, которая разочаровала... Благодаря которой стало понятно, что не всё, что красиво и на приличном уровне, может подходить лично тебе.
Какие встречи оставили след в моей биографии? Их было много и каждая чего-то стоила. Каждый человек что-то изменил во мне, что-то дал для понимания жизни, для развития... Я встречался с художниками и поэтами, бизнесменами и артистами, политиками, коллекционерами... Со знаменитостями и бродягами, которые не потеряли в себе человечности... Это впечатляло... А удивительными, неожиданными были встречи с одним африканским королём, свободно говорившим по-русски, с Шарлем Азнавуром, с уникальными женщинами, которые поражали не только красотой и обаянием, но и умом, талантами, буквально магическим влиянием на моё творчество...

4. Что больше всего помогает/мешает Вам в творчестве? И как Вы преодолели или собираетесь преодолеть эти препятствия?
Ответ:

Больше всего мне мешают нервотрёпки, шум, глупая суета и бессмысленность действий. Этим грешат многие. Мало людей, понимающих, что такое деликатность, корректность, вежливость, приличия вообще... Сейчас наш мир, я говорю о бывших советских людях и новом поколении, очень вульгаризировался, стал грубым, хамским, напыщенным, каким-то барским и т. д. И поскольку я живу за границей, то много раз становился свидетелем самых неприятных сцен, в которых наши сограждане, туристы, показывали себя отвратительно, мне за них было очень стыдно. Понятно, что такие события не проходят бесследно, они выбивают вас из колеи и творить уже не хочется. Как с этим бороться? С одной стороны, я сам стараюсь быть нормальным человеком, чтобы у иностранцев не складывалось ложное представление, что мы народ варваров, а надо сказать, что они в большинстве своём так о нас и думают... С другой стороны, я просто люблю тишину, ищу её, стараюсь творить, уйдя в свой внутренний мир. Это вовсе не бегство от реальности, нет. Просто никто не должен, как мне кажется, давать этой самой реальности садиться тебе на голову и заставлять погружаться в болото бытовухи. Лучше я буду парить в мечтах и прекрасных сферах несбыточного, чем стану уподобляться примитивной жующей массе, только и говорящей что о деньгах, футболе и политике... Мне это не интересно.




Александр Чулков "The March Still Life - Мартовский натюрморт"
Смешанная техника на картоне (ДВП), 35 х 41 см, 2004 г.


5. Какие сюжеты изображаете Вы на своих картинах? Какой предпочитаете стиль или жанр? Что Вам лучше удается?
Ответ:

В большинстве случаев, когда не знают, куда отнести искусство какого-либо художника, говорят: «Это — постимпрессионизм». Под этот ярлык можно загнать все последние 60 — 80 лет мирового искусства. Но это же от лукавого! Это всего лишь словесные спекуляции, согласитесь.
К сожалению, в мире мало толковых критиков и просто людей, разбирающихся во всём этом... С одной стороны, появилось множество творцов. Сейчас все, кому не лень, что-то красят, ваяют. С другой стороны, институт критики не имеет под собой экономической базы, потому что общество нездорово и не нуждается в его услугах. Обществу нужны не критики, а оценщики товара для торгов и аукционов! Это прискорбно, но это так. В результате много не названо, критически не осмыслено, не классифицировано и просто обойдено стороной просто потому, что у критиков не хватает на всё времени и сил...
Но мы начали о сюжетах и стиле...
Я думаю, что в идеале художник должен быть узнаваем, тогда он состоялся, как художник. Согласитесь, что есть стили Пикассо, Ван Гога, Гогена, Матисса, Модильяни и т. д. Что например, сказать о Пикассо? В каких стилях он работал? Да, в разных, во множестве, и это совершенно естественно для любого ищущего художника.
Мои произведения зрители тоже узнают. Значит, всё нормально...
А если говорить о моих предпочтениях... То я люблю жанр натюрморта, сложную синтетическую абстракцию, фигуративное искусство... С особенным трепетом отношусь к линейному рисунку, считаю, что в нём я смог отличиться наиболее выразительно. Впрочем, это не только моё мнение. Трудно говорить о себе и одновременно оставаться и скромным, и объективным, но... Однажды мне было очень приятно стать свидетелем того, как женщина из Кореи, профессор каллиграфии Сеульского университета, высказалась в том смысле, что это невероятно, чтобы европеец мог так тонко чувствовать и творить в жанре линейного рисунка. Причём, это не говорилось мне в глаза, просто из вежливости. Я присутствовал там, но не признавался, что автор это я... Никакие премии или деньги не могут сравниться с таким событием в вашей жизни. Это больше, чем медаль...

6. Какую роль в вашей жизни играет красота? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?
Ответ:

Нас учили тому, что человека можно воспитать, изменить... Сейчас я твёрдо убеждён, что люди в принципе не меняются. Каким ты родился, таким ты и будешь, твоя суть, твоё восприятие мира останутся немзменными. И ни какой Гарвард, или Оксфорд, или смокинг на тебе, или дворец вокруг тебя не сделают тебя зрячим и видящим прекрасное.
Роль красоты — это роль морковки перед носом ослика, который катит тележку своей жизни, нагруженную заботами и проблемами. Если бы не красота, если бы не надежда ей наконец обладать, никто не пошевелил бы ни копытцем, ни пальцем. Человеку нужен стимул, чтобы видеть, чего ради он страдает и за что платит своей жизнью. А в красоте видится обещание мира, покоя, блаженства, кажется, приди к ней, и так будет уже вечно...

7. Какое человеческое качество важнее всего при создании произведения искусства? (концентрация, терпение, устремленность, благоговение и т.п.)
Ответ:

Прежде всего — любовь. Любовь к искусству. Во-вторых, порядочность. Какая душа, такое будет и произведение. А вылизано оно или нацарапано куриной лапой, это уже не важно, это уже особенности письма, стиля, характера художника...

8. В чем заключается ваш личный вклад в искусство? И что Вы сами получаете от творческой деятельности?
Ответ:

Как уже говорилось ранее, мне, думаю, удалось создать нечто своё, свой стиль, найти некоторые интересные поворотные точки в изобразительном искусстве, которые помогут и другим художникам развить новые направления...
Что я получаю от творческой деятельности? Прежде всего — радость. Мне интересно жить. Я совершенно не понимаю, как можно не творить и при этом не сойти с ума, не спятить от скуки. Творчество — единственное лекарство от неё...

9. Чего Вы ждете от своего творчества? Какова ваша цель?
Ответ:

Во-первых, я хочу сделать ещё много-много красоты, хочу творить до последнего дня своей жизни, ни о каких пенсиях даже не мечтаю...
Во-вторых, мне хочется заработать кучу денег. Опять же, для чего? Для того, чтобы быть свободным, чтобы не задумываться о том, сколько стоят большие холсты, краски, транспортировка картин, выставки и т.д. Хочу иметь нормальный дом с хорошей мастерской и с прекрасным видом из окон, для творческого человека это очень важно... А как увидеть Антарктиду? Или Таити? Или слетать в космос? Или серьёзно помочь другим?.. Всё это возможно только за деньги. И признаюсь честно, мне уже надоело быть бедным, это меня больше не воспитывает, не развивает духовно, а просто утомляет и раздражает. А раз так, то пора пожить иначе...

10. Является ли искусство инструментом познания мира? Каким выглядит мир с вершины вашей творческой деятельности?
Ответ:

Да, безусловно, является. Кто-то очень красиво сказал, что наука изучает внешний, а искусство — внутренний мир человека. Думаю, что лучше и не выразишь...
А каким мне видится мир вообще? Грандиозным! Потрясающим!.. Великое Произведение Небесного Мастера, достойное того, чтобы им восхищались, чтобы его изучали и постоянно пытались хотя бы немного приблизиться к уровню Высшего Мастерства, к Высшей Красоте...




Александр Чулков "Water World - Водный мир"
Холст, акрил, масло, 90 х 75 см, 2000 г.



11. Что Вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться? Может ли творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения? (Красота спасет мир?)
Ответ:

Да, безусловно, красота спасёт мир. Только она! Прежде всего, красота человеческих душ, к которой нужно стремиться всем и постоянно, веруя, что это единственный путь нашего спасения...
А если говорить об искусстве будущего, то я бы не взял на себя смелость рассуждать об этом. Потому что знание этого самого будущего в искусстве и есть факт вашей творческой гениальности. Если знаешь, тогда твори и получай свои лавры. В лучшем случае можно предполагать, догадываться, что может происходить в рамках данного направления, каких трансформаций можно ожидать от того или иного стиля. Но это всё равно не то, это всё от ума, а творец чаще всего приходит с интуицией и личным знанием, поэтому можно говорить о миссии художника и о том, что именно хотел через него выразить Бог...

12. Что бы Вы хотели сказать человеку, собирающемуся стать художником?
Ответ:

Я бы сказал: «Человече, если чувствуешь, что не можешь не творить, тогда иди, твори, добивайся своего!.. Хотя, конечно, тебе не позавидуешь... Но лучше жить так - то есть, трудно и честно - и уважать себя за это, чем всю жизнь ссылаться на то, что тебе нужно было кормить семью, детей, жену, тёщу, что никто не создал условий для твоего творчества, а ты бы смог, и ого-го, если бы, да кабы... Но это неправда!.. Кто так говорит, тот на самом деле ничего бы не смог. Да он и не полезет в искусство. Потому что искусство — оно не для слабых духом. Каждый интуитивно чувствует, сможет ли он тащить этот крест. А то, что путь настоящего художника сродни пути Христа к Голгофе, это правда. С той лишь разницей, что у художника есть шанс увидеть Царство Небесное ещё при жизни...
И вообще... Пока многие отбывают повинность и убивают время жизни на работе, ты живёшь! Поэтому радуйся, ты — избранный. Только не предавай себя, выдержи до конца, не зря ведь талант дали именно тебе. Значит, поверили — ты сможешь...»

31 июля 2013 года.


[/b]

Просмотры: 4253


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.