Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Душа ощущающая

Эдуард Флеминский «Жрица»
холст/масло, 80 см х 80 см.


Душа ощущающая – что это такое?
Как вы знаете, человек - это тело, душа и дух. В некоторых языках отсутствует слово «дух», и тогда слово «душа» объединяет комплекс из души и духа. Западная католическая церковь также считает, что человек состоит только из тела и души без духа, а душа, мол, наделена некоторыми духовными свойствами. Атеисты идут еще дальше и считают, что человек состоит только из тела, а тело обладает душевными и духовными свойствами. Буддизм тоже отрицает душу и говорит, что человек состоит из тела, речи и ума.
Но мы все-таки будем говорить о троице: тело, душа, дух. А иначе половину всей мировой живописи можно смело вынести на помойку.

Что же такое душа ощущающая?
О дальнейшем делении тела на физическое, эфирное (или жизненное) и астральное, и о делении души на душу ощущающую, душу рассудочную (или душу характера) и душу сознательную мы находим в антропософии Рудольфа Штайнера (например, глава «Существо человека» из книги «Теософия»). Дух же в современном человеке еще неделим, и его, не вдаваясь в высокие концепции, можно обозначить одним коротким словом «я». Для того, чтобы проникнуться этими основными понятиями – физическое, эфирное, астральное тела, «я», душа ощущающая, рассудочная и сознательная - очень рекомендуется прочесть указанную главу - особенно об отношении астрального тела к душе ощущающей, о том, как «я» человека, работая в астральном теле, бессознательно создает душу ощущающую.

Благодаря своему телу мы принадлежим миру, который мы также воспринимаем телесными чувствами. Поэтому тело для нас это что-то внешнее, своего рода фон на картине. В душе мы, наоборот, строим свой собственный мир, и этот собственный мир изображается в символической живописи в виде женской фигуры. Благодаря своей индивидуальности, своему «я», человек принадлежит духовному миру, который выше обоих этих миров. «Я» появляется на символических картинах (и во снах) как мужская фигура, наделенная властью и королевскими полномочиями. Но сейчас мы будем говорить только о душе.

Итак, душа триедина. Как в историческом развитии, так и в развитии каждого индивидуального человека сначала появляется душа ощущающая, потом душа рассудочная, а потом душа сознательная, которая самая молодая из трех – например, у древних греков ее еще не было. А у древних египтян не было даже и души рассудочной, и они обладали только душой ощущающей. С одной стороны, древний человек был по-детски прост и наивен, без всяких наших вытекающих из триединства противоречий и комплексов. А с другой стороны, за этой простотой, грубостью и наивностью древнеегипетского человека стояла колоссальная природная мудрость души ощущающей. Если бы современному художнику захотелось изобразить древнюю египетскую жрицу, то ее пришлось бы изобразить совершенно иначе, чем современную женщину. Ибо в ней еще отсутствовал сложный комплекс из души рассудочной и души сознательной.

Многие пытаются чисто теоретически разобраться в сложном строении существа человека, и у них возникает масса неразрешимых вопросов, типа, люди не знают, что куда отнести. Чтобы избежать путаницы в голове, лучше всего изучать не эзотерические концепции, а современную живопись. Потому что каждый художник (пусть даже сам того не зная) старается передать в своем творчестве тот или иной глубинный аспект духовной науки, который он усвоил благодаря своему методу или наблюдению мира.

Итак, что изображено на картине?
Это душа ощущающая!
На картинах художника Эдуарда Флминского мы видим, как душа ощущающая создается из астрального тела. Это своего рода Творение души, Творение человека, о котором говорится в Библии.
В начале было одно только астральное тело, бесконечный цветовой фон картины. Это астральное тело являлось носителем и поставщиком для человека удовольствий и страданий, радости и горя, всевозможных влечений, вожделений и страстей. Эти всевозможные влечения и страсти изображены на картине в виде фона, который состоит из множества разноцветных полосок. Каждый цвет обозначает некоторый нюанс, оттенок или настроение астрального тела.
А затем начинается творящая работа «я» в этом пестром и разнополосном астральном теле. «Я» вносит в фон картины форму человеческого тела, и начинает заполнять эту форму имеющимися в фоне цветами и оттенками. Вы видите, что тело жрицы (душа ощущающая) построено из тех же цветов, которые первоначально есть в фоне. То есть, душа ощущающая строится из астрального тела по принципу, что астральные образования, попавшие внутрь формы, становятся душой ощущающей.

Чем отличается то, что попало внутрь фигуры, от того, что осталось снаружи?
Возьмем, например, гнев. Как и прочие аффекты, он присутствует в астральном теле, в следствие чего человек может безотчетно предаваться гневу, ничего не зная об этом. Он чувствует волны гнева и реагирует на них вполне инстинктивно. Но если оранжево-красный гнев переживается в душе, а не только в астральном теле, то человек уже знает о себе: «Я гневлюсь, это мой гнев». У него уже есть представление о гневе, он может представить себе гнев, не предаваясь ему, и может, наоборот, воспылать гневом по своей воле, не имея перед собой внешнего раздражителя. Он может также путем воспитания выработать защиту от гнева в виде сострадания и любви. И тогда этот оранжево-красный нюанс находит свое место в теле, как это показано на картине, в левой груди.

Вы видите, что левая грудь жрицы окрашена в один цвет, в правая – в другой. Может ли такое быть физически или органически? Нет, ни физически, ни органически груди не отличаются. Это еще раз говорит о том, что на картине представлен астральный, душевный план. Груди отличаются как органы астрального восприятия. Левая грудь ответственная за восприятие одного астрального цвета, а правая – за восприятие другого. Вся душа ощущающая является сложным органом восприятия свойств астрального мира, она видит внешний мир, окрашенный аурическими оттенками. Для души ощущающей свойственно древнее ясновидение. Это древнее ясновидение сохраняется у тех людей, у которых по какой-то причине не получила полного развития душа рассудочная.

Форма человеческого тела обладает поистине удивительным свойством - она позволяет уравновесить в одном существе все цвета, все нюансы астрального тела. Вы не сможете уравновесить цвета ни в какой животной форме, ни в волке, ни в змее, ни в лошади, а только в человеке. Живописные эксперименты с человеческой формой дают, как мы видим, положительные результаты. Таким образом, в человеческой форме может обитать целостное божественное существо, может обитать дух.

В принципе, душа ощущающая это ясновидящая душа. Женская фигура, символически изображающая древнюю душу, обличена в различные цвета, а это в свою очередь значит, что она способна воспринимать в отдельности каждый цвет душевного мира. Если бы мы захотели изобразить душу рассудочную (или душу характера), то ее следовало бы закрасить в один характерный цвет, черный, телесного цвета или белый, ей также не помешала бы одежда и прочая предметная атрибутика. Душа же ощущающая не нуждается в одежде. Какой смысл в одежде, если она видит все насквозь! Душа ощущающая изображается всегда нагой и застывшей в своей неподвижной позе. Может быть, поэтому художники так любят изображать душу ощущающую и специально ловят момент, когда человек открывается и отдается чувствам и ощущениям? Их привлекает обилие цвета.

Обратим также внимание на застывшую скульптурность души ощущающей. Она как вечное каменное изваяние, как сфинкс. Движения и изменения не свойственны ей. Ее форма дана ей от Бога («Я» человека воспринималось в древние времена, как Бог) и эту форму она должна сохранять. Ее ноги скрещены в виде креста, что указывает на принадлежность души ощущающей к чувству пространства. Восприятие времени еще не свойственно ей. Она создана для восприятия вечного и повторяющегося, она застывшая и неизменная. В мире еще не произошло того, что ввергло душу в поток развития.

Итак, разрабатывая свой особый метод, который находится на грани между примитивиской цветовой живописью и экспрессионизмом, художник наилучшим образом подготовил зрителя к восприятию души ощущающей. Не говорит ли эта многокрасочная женская форма, что в настоящую эпоху человеку следовало бы вспомнить об утраченных им свойствах некогда такой чистой и девственной души ощущающей? Вспомнить о ее всепроникающей мудрости, о врожденной религиозности, о ее совестливости и живой способности восприятия в душевном мире? Ведь это же все есть и в современном человеке, надо только открыть!



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.