Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Мадонна без младенца?
Гиви Сипрошвили «Современная Мадонна»
Холст/масло, 100 см х 80см, 2006 г.
http://artnow.ru/ru/gallery/0/3399.html


Современная Мадонна оказывается без Младенца? Значит, нашему времени больше соответствует эта гордая высокомерная дама, сидящая нога за ногу в надменной независимой позе, которой, известное дело, не до детей? Вот до чего докатилось в своем развитии современное человечество!
Что хотел сказать художник своей Мадонной без Младенца, нам станет ясно из дальнейшего, а сейчас скажем пару слов о тех Мадоннах с Младенцами, которых изображали художники Возрождения. Символизм Мадонны с Младенцем, ведь, очень прост. Мадонна или женщина – это душа человека, ма донна, моя госпожа. Младенец – это рожденный душой и в душе внутренний духовный человек, Христос. Таким образом, Мадонна с Младенцем знаменует переживание Рождества, т.е. некое очень значительное внутреннее духовное переживание, о котором можно сказать, что оно складывается из последовательности четырех переживаний. Первое – это когда человек начинает отождествлять свое «я» с духом, то есть, становится поистине верующим человеком. Второе – когда человек начинает слышать в своей душе голос Бога. Третье переживание - это когда человек осознает, что Бог, которого он слышал и который действовал через него, на самом деле находится в нем. И четвертое – это когда душа понимает, что этого Бога она породила сама, и благодаря ей этот рожденный в душе Дух ведет в мире свою самостоятельную независимую жизнь, подобно тому как ребенок, рожденный женщиной, ведет свою независимую от тела матери органическую жизнь. Этим художники Возрождения хотели показать, что духовный человек, рожденный в душе, это настоящий живой дух и что Бог это не выдумка, а настоящий живой Бог, который живет среди нас. Вот что означает символизм Мадонны с Младенцем – душа должна родить в себе духовным образом Сына, который поведет ее и всех людей к новому развитию, к новой духовной жизни и преодолеет смерть.

Художники итальянского Возрождения изображали своих Мадонн с Младенцами как протест против зашедшего в тупик церковно-католического понимания существа Христа. Еще задолго до Возрождения католическая церковь на Вселенском Соборе в Константинополе в 869 году отменила догму, что человек состоит из тела, души и духа, и заменила ее на другую догму, что человек состоит из тела и души, и эта душа, мол, обладает некоторыми духовными свойствами. Так церковь незаметно устранила дух. Трихотомия была заменена на дихотомию, а позднейший материализм довел дело до того, что незаметно была устранена также и душа. Словом, художники Возрождения через свою Мадонну с Младенцем выразили мощный протест против догматического антидуховного понимания существа человека, провозглашенного католической церковью. За безобидным изображением миловидной Марии с младенчиком Иисусом на руках, на самом деле, скрывалась стройная эзотерическая концепция, которую, к счастью, в свое время не разглядели церковники. Они были не против того, что однажды в истории человечества некая Мария родила Бога, но против того, чтобы это делала любая человеческая душа. С полотен же художников Возрождения глядела обыкновенная женщина, и, к счастью, церковные инквизиторы ничего не поняли, а иначе художники, изображавшие Мадонну с Младенцем, не избежали бы костра.

Не означает ли это, что художник, написавший «Современную Мадонну», хотел показать, что сегодняшнее человечество вслед за католической церковью в Средние века отказалось от духа? Не значит ли это, что современный человек считает себя состоящим лишь из души и тела и отрекается от всякого духовного развития, отказывается рождать в себе духовного человека? Действительно ли современная Мадонна без младенца?

Нет, ничего подобного наша картина не означает. Младенец на ней есть, и его можно увидеть!
Времена изменились и изменились изобразительные средства живописи, особенно в ХХ-ом веке. Старая Мадонна с Младенцем, напиши ее современный художник, покажется нам не актуальной и примитивной в своей трактовке, а критики с не христианских позиций найдут трактовку слишком произвольной и неуместной. Причем здесь христианство, - скажут они, - если на картине обыкновенная женщина с ребенком?

Рассмотрим же картину подробнее, она стоит того. Мы видим, что она написана в лучших традициях новейшего постмодернизма, душа человека показана здесь с внутренней, а не с внешней стороны. Отчетливо видны три области души: верхняя, средняя и нижняя. Верхняя, в районе головы – это интеллектуальная область, средняя, в районе груди - область чувств, нижняя, в районе ног – область воли. Особенно выделяются своими темными пятнами вверху и внизу интеллектуальная и волевая области. Средняя же область чувств представлена светлым, почти белым цветом.

Очертания верхней области выполнены в виде шарообразных образований, которые словно растут вверх из головы Мадонны, как из своего центра. Они чем-то напоминают головки ангелов на Сикстинской Мадонне Рафаэля. В этих образованиях чувствуется легкость воздушность.

В противоположной манере выполнены образования нижней области, которые как складки платья Мадонны спускаются вниз. Вся нижняя часть возвышается как некий темный айсберг с вершиной в области колен. В самом низу мы видим словно наслоения лавы, которые стекают сверху вниз. Во всем чувствуется тяжесть, переданная через особый ритм кривых линий.

Как же соединяются эти два противоположных ритма тяжести и легкости в средней сфере? Это задача для художника – соединить две полярности, которые, кажется, принципиально не соединяются. Художнику удается плавно растворить очертания из нижней и верхней области в белом цвете, и то, что появляется в средней области, это самое интересное. Внимание зрителя отвлекается верхним и нижним центрами и самой фигурой Мадонны, поэтому приходится потратить некоторое время, прежде чем рассмотреть, что происходит в этом белом свете.

Здесь мы видим, что белая средняя область четко делится на две части: справа от фигуры Мадонны и слева. Справа белый поток словно исходит из отверстия из Небес и, плавно ниспадая, входит снизу в тело Мадонны. Это все, что в прежние времена человеческая душа впитала в себя через религиозное развитие, впитала бессознательным образом – поэтому поток входит снизу. И если присмотреться, то в этой правой средней области можно увидеть очертания храма. Словом, то, что справа, это прошлое человечества, точнее, ветхозаветное дохристианское прошлое.

А если мы теперь рассмотрим левую сторону, к которой Мадонна сидит спиной, то в ней мы можем найти и Благовещение, и эмбрион, и колыбель. Слева художником представлено новозаветное, христианское будущее человечества, которое находится еще в эмбриональном, зачаточном состоянии, но, тем не менее, оно есть! Мадонна не без Младенца! Просто у большинства людей этот духовный младенец еще не родился. В отличие от художников Возрождения Гиви Сипрошвили более реалистично рисует истинное положение дел. Это не вызов, это не протест – это реалистическая панорама души, на которой показано ее прошлое и будущее развитие, и показано, что христианство, то есть, рождение духа, еще только в самом начале. Душа как бы стоит на пороге Рождества, но еще никого не родила.

Почему же Мадонна отвернулась от своего будущего? Не означает ли это, что она отказывается от христианского развития?
Дело в том – и это характерно для современной портретной живописи – что прошлое изображается впереди человека, это то, куда он смотрит, а будущее изображается за спиной человека. Будущее как бы приближается к нам сзади, человек не видит своего будущего, зато он хорошо видит свое прошлое. Это закон.
Теперь заметим, что Мадонна вполоборота  все-таки смотрит в свое будущее, но через какой-то странный желтого цвета окуляр. Это не обычное зрение и представление, это пророческое сверхчувственное восприятие. То есть, чтобы увидеть в современную эпоху существо Христа и понять христианство, человек должен обладать определенными сверхчувственными способностями. Одной веры сейчас недостаточно. Душа должна пройти через определенное духовное развитие и развить в себе сверхчувственный орган восприятия, чтобы иметь возможность увидеть в недрах своего существа родившегося Младенца. Слепой его никогда не увидит.

Вот почему на картине современного художника нам кажется сперва, что Мадонна изображена без Младенца.



Просмотры: 7699


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.