Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Человечество на заре цивилизации

Петр Гейдек «Утро»
холст/акрил, масло, 50см x 70см, 2008 г.


Величественно и сильно подана идея утра. Тот самый случай, когда название рождается одновременно с идеей, а не приходит потом, когда картина уже написана. Художник хотел изобразить утро человеческой цивилизации, очевидно считая, что мы до сих пор еще находимся в самом ее начале.
Почему в начале?
Видите, кони не занимают всей картины, а выбегают из угла справа – им есть куда разбежаться, перед ними целая необъятная равнина, целая непознанная планета. Если бы не было равнины впереди, то это означало бы конец. А так - начало. То, что занимает всю картину, - это гора, которая неизменно повторяется в списке символов художника, она означает мировоззрение. С горы видно как на ладони и весь предстоящий путь и то, что позади, как солнечный мир, так и лунный. Это видит художник, а кони лишь бессознательно инстинктивно стремятся вперед, навстречу свету. Словно их Кто-то выгнал пастись.

Четырехслойная горизонтальная располосовка картины указывает на четыре мира: физический мир, по которому бегут кони, мир мысленный или душевный (гора), и духовные миры за горой, нижний из которых еще погружен во тьму. Изображен тот момент, когда человечество оказалось на физическом плане, снизойдя с духовных высот, и делает свои первые шаги по земле. Для нас прошли миллионы лет, и мы думаем, что мы далеко ушли, а с точки зрения художника, смотрящего сверху со своего бугра, это словно утро одного дня, еще только самая заря. В человечество еще только должно войти то, что станет его дневным настоящим содержанием. Тогда-то и начнется истинная жизнь на земле! Сейчас это содержание доступно лишь в малой степени отдельным немногим личностям.

Почему кони изображают здесь человечество?
Во-первых, потому, что на заре цивилизации лошадь всегда играла в жизни человека исключительную роль. Можно сказать, с нее-то все и началось. Впервые приручив лошадь, человек заставил ее делать тяжелую работу. Образ лошади сразу относит нас вглубь веков.
Во-вторых, таким образом художник показывает две крайности человеческой природы, доставшиеся нам от прошлого, от животного существа. Фактически эти две крайности доминируют и по сей день, несмотря на внешний научно-технический прогресс. Человек по сути дела и сегодня остается животным.

Вообще в живописи животные изображаются как правило в паре – мужская и женская особь, самец и самка. Тогда они составляют, так сказать, органическую композицию, и их крайние свойства как бы уравновешиваются, создается гармония, животно-растительная идилия. Двое животных – это как один человек.

Однако органично выглядят они лишь в паре, стоит закрыть рукою одно из животных, как сразу выступает совершенно дикая ничем неуравновешенная злая крайность другой ее половины.
Уберите, например, из поля зрения правую лошадь – и вы увидите совершенно зверский лик другого животного, его гордую царственную поступь, его стремление к власти и подавлению тех, кто снизу. Его любующийся собой взгляд ретроспективно направлен в прошлое. Он красуется своей черной дъявольской гривой.
Или закройте рукой левого коня – и вы увидите перепуганное животное, бешено мчащееся вперед с жадно устремленными на открывающееся пастбище глазами. Оно все в безумной погоне за кормом и думает только о том, как выжить.

Эти две крайности человеческой природы – люциферическая и ариманическая – существуют и существовали всегда. На первый взгляд они хорошо дополняют друг друга, взаимно уравновешивают, и напрашивается даже идея золотой середины. Однако этой золотой середины нет и быть не может, кони выбегают с одной стороны, между ними не втиснуть даже жеребенка. Центральный человеческий элемент не может слагаться арифметически из двух животных крайностей. Он должен родиться независимо от них и поставить две существующие крайности на свое место. Должен появиться Кто-то, Кто укротит коней.

Словом, вот вам идея картины – мы на заре цивилизации. В нашей природе есть две неизжитые крайности, но нет еще центрального человеческого существа. Ему еще только предстоит родиться. И только тогда наступит для человечества день.



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.