Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Источник живой фантазии
Лили Хилл "Magnolien" (Германия),
2014 год, холст, масло, 130х190см
http://www.lillihill.de/index.html

Представленную картину невозможно понять вне контекста того, что сейчас в мире происходит с искусством.
Как и все на свете, живопись находится в процессе развитии, и в своем развитии она опускается с небес на землю. На протяжении веков изобразительное искусство постепенно приближалось и приближалось к точному изображению реальности и, наконец, стало таким реалистически совершенным, что больше ничего не могло поделать с точно изображаемой реалистической формой. Оставалось только ее разбить. Дальнейшее развитие модернизма в живописи 20-го века можно сравнить с пике самолета, который сильно нырнул вниз, так что нижняя точка его траектории оказалась ниже уровня моря.

- Как же он не разбился, этот самолет? – спросите вы. – И как выйти современной живописи из этого глубокого пике?
Видите ли, «самолет» тот окончательно РАЗБИЛСЯ, и собрать его невозможно. В развитии модернизма было много направлений – кубизм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм, супрематизм, энергетизм и т.д. – которые можно однозначно характеризовать, как различные, порой очень талантливые, способы уничтожения классической реалистической формы. Как сказал кто-то из современников, «ЖИВОПИСЬ УМЕРЛА», хотя непонятно, как могло умереть то, в словосочетании чего лежит корень «живой».

То, что мы видим сегодня в галереях, это, как правило, хаотические осколки разбитого реализма. Здесь вы не встретите больше никаких пейзажей с мирно отдыхающими животными, никаких младенцев с мадоннами, не увидите больше библейских и исторических сцен, не узнаете ни одного неискаженного человеческого тела. Все это безвозвратно ушло в прошлое. В лучшем случае – черная проволока и двигающиеся на шарнирах скелеты. Движение вниз остановить невозможно, и это дробление и опускание в материалистический минус некогда духовного искусства будет продолжаться и дальше, устремляясь в механистическую пропасть по присущей ему инерции.

Однако в начале 21-го века происходит нечто удивительное.
Как если бы нисходящая траектория падения имела еще и восходящую ветвь.
Если нашему сознанию не чуждо развитие классической живописи вплоть до модернизма и если мы, не отвергая современного абстракционизма, проходим с этим сознанием через нижнюю точку модернизма, то мы не можем не заметить в современном искусстве наряду с нисходящим течением еще и восходящий поток, своего рода начинающееся воскресение живописи из праха материи. Правда на фоне общего упадка, оно не очень бросается в глаза.

Вот посмотрите, что пишет об абстракционизме Нетта Юдкевич:

«Абстракционизм усилил общую тенденцию разрушения старых устоев, что неизбежно привело к новым элементам самовыражения – шокированию публики чем-то непристойным, неприемлемым, попирающим общественные нормы, от унитазов до их содержимого. Но, несмотря на то, что модернизм во многом свел классическое искусство до абсурда, он необычайно обогатил творческий язык живописи и скульптуры новыми методами: стилизацией, абстрагированием и другими. Он изменил функциональную направленность живописи и скульптуры из иллюстративной в экспрессивную».

Если вы взглянете на представленную картину, то первое, что вы испытаете, это шок. Шокировать публику в современной живописи стало общепринятым. Если вы ничем не шокируете и вместо противоестественно толстой и вызывающе обнаженной тетки изобразите здесь красавицу Венеру или сказочную русалку, вылезающую из морских вод, то мы не поверим, что вы современный художник. Вы будете выглядеть как старый догматик, который проспал весь двадцатый век. И, несмотря на все ваше мастерство, критики обойдут вас молчанием. Даже если вы порвали с модернизмом, извольте шокировать.

Итак, на картине мы видим первую ласточку восходящего течения, которая возникает как ГИПЕРРЕАЛИЗМ, как противодействие модернизму в искусстве. Это своего рода манифестация, вызов, не уступающий по своей экспрессии самому модернизму и наследующий от него все сильные стороны – попирать нормы, шокировать публику, доводить до абсурда. С другой стороны, здесь изображается уже не раздробленная материя, не содержимое унитаза, а самое что ни на есть высшее - живая человеческая форма. И если присмотреться, то оказывается, что в ней нет никакого негатива, никакой иррациональности, никакого отрицания жизни. Это сплошное утверждение, цельность, устремленность и единство внутреннего и внешнего. Никакого разрушения!

Я ни в коем случае не хочу сказать, что восходящее течение в живописи должно развиваться только указанным образом - через гиперреализм человеческого тела. Нет, способов может быть великое множество. Совсем не обязательно также, чтобы каждый художник проходил в своем творчестве через все три стадии: реализма, модернизма и постмодернизма. Однако в каждом художественном произведении теперь надо искать - пережил ли художник в своей душе развитие модернизма и смерть живописи, или он прошел мимо. Ибо без смерти это только кажущееся возрождение, и кажущееся воскресение. Глядя на картину, следует отличать: относится ли она к старому реализму или к возрождающему. Стало быть, надо отличать РЕАЛИЗМ ЧУВСТВЕННЫЙ от РЕАЛИЗМА ДУХОВНОГО.

Как же их отличить?
Та же Нетта Юдкевич приводит в своей статье такое предание:

«У Сальвадора Дали однажды спросили: Как отличить настоящего художника от шарлатана?
Дали, ответил: – Поставьте перед ним лошадь. Тот, кто сумеет ее зарисовать, тот настоящий художник».

В нашем же случае вопрос ставится так: Как отличить реалиста духовного от реалиста чувственного (т.е. от шарлатана)?
Ответ: - Дайте ему задание - нарисовать то, чего нет. Если он сумеет нарисовать то, чего не видел глазами, значит, он настоящий художник.

Старый чувственный реализм носит иллюстративный характер. В каждой картине есть только то, что на ней есть. Если это пейзаж, то его содержание это небо, горы, ручьи и поля; если портрет, то - морщины лица, взгляд и т.д. А реализм духовный носит концептуальный характер, каждая картина это манифестация иной реальности. Искусство художника на данной картине заключается не в том, чтобы мастерски изобразить жировые складки и интимные места на теле прыгающей в шпагате женщины. Совсем не в том! Изображаемая реальность здесь - лишь средство передачи через баланс, симметрию, пропорции изображаемого объекта чего-то другого, более настоящего. Это своего рода язык для передачи духовной реальности. Изображенная в прыжке женщина это некий духовный манифест.

О чем же хочет поведать сей манифест? Какая реальность открывается нам на картине?

В свете вышесказанного о модернизме здесь все очень просто.
Давайте спросим себя: что открыла для себя живопись, проделав в 20-м столетии этот длинный модернистский путь? Зачем нужно было искажать, разрушать, уничтожать прекрасные старые формы классического искусства? Ради чего происходило это негативное развитие? Что приобрели в результате художники?

Ответ очень простой – они искали источник фантазии. Разрушение старых реалистических форм было необходимо, чтобы открыть в самом себе силы фантазии.

Фантазия бывает трех видов:
1) ФАНТАЗИЯ УМА, когда ум рассудочно конструирует новые идеи, отталкиваясь от старых. Например, сюрреализм Дали и многое, многое другое;
2) ФАНТАЗИЯ СЕРДЦА, нашедшая место и у импрессионистов, и во всех экспериментах с цветом в абстракционизме. Вы, конечно, видели на картинах современных художников эту выдавленную на холст прямо от души краску.
3) ФАНТАЗИЯ ВОЛИ, когда художник изобретает новую действительность в процессе собственного действия.

Три силы фантазии – фантазия ума, фантазия сердца и фантазия воли – это не просто способности души, но реальные, персонифицированные силы духовного мира. О них говорится в сказках, как о трех феях. Эти три сущности являются главными проводниками и помощниками человека, когда он в своем сознании выходит в духовный мир. Для современного творческого человека стало вполне реальным соприкасаться с этими тремя духовными силами фантазии.

На представленной картине изображена третья из фей – ФАНТАЗИЯ ВОЛИ. Она производит серию манифестаций перед внутренним взором художницы, которая отображает это откровение на холсте.
За то, что здесь мы имеем дело с существом воли, говорит следующее:
1) полная обнаженность объекта, отражающая непосредственность воли;
2) колоссальная энергия, усиленная тем обстоятельством, что массивное тело с легкостью приводится в движение;
3) на всех актах Лили Хилл объект обязательно что-нибудь держит в руке. Это и есть воля, которая действием человеческой руки приводит в движение предмет.

Если человек в своем творчестве знакомится с существом воли, он проникает к источнику живой фантазии.


Ссылка на статью Нетты Юдкевич «Что такое искусство?»




Просмотры: 10952


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.