Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Как написать живой пейзаж
Как написать живой пейзаж?

Свои картины представляет художник из Риги Елена Корджева. Очень радостное и приятное впечатление, неправда ли? Словно в самом деле живой пейзаж. И эти картины очень не похожи на обычные классические пейзажи. Не потому, что они чем-то лучше или хуже, а потому, что относятся к новому типу пейзажа, который я округленно обозначаю словом «живой». Правда, так голословно мог бы утверждать любой критик о любой картине и о любом художнике, и потому я задался целью разобрать, чем же живой пейзаж отличается от простого классического пейзажа, который, увы, придется охарактеризовать словом «мертвый». Искусствоведы и художники старого жанра могут шуметь и возмущаться, однако факт остается фактом: живые пейзажи Е.Корджевой, несмотря на их кажущуюся наивность, пользуются большой популярностью и хорошо продаются. Причину этого успеха я вижу в том, что она пишет живые пейзажи в современном духе, которые в сегодняшнем мире странным образом востребованы.


Елена Корджева "Чайка", холст/масло, 30 х 50, 2008 г.


Многие художники гордятся тем, что могут создавать изысканные классические пейзажи на высшем уровне, не уступающие пейзажам Шишкина или Айвазовского. Сделать это современному художнику не так уж сложно, важно только выполнять три-четыре правила живописной техники, иметь перед собой приличное фото, и пейзаж в старинной реалистической манере, глядишь, готов. Художественные салоны пестрят подобными пейзажами, а галлеристы заламывают на них цены – смотрите, мол, какая красота! Их можно подразделить на следующие виды: сельский пейзаж, городской пейзаж, морской пейзаж, лесной пейзаж, горный пейзаж, фантастический пейзаж, и т.д. – выбирай на любой вкус. Однако люди устали от намалеванной на холсте по законам пейзажного жанра природы, они не желают разбираться в школах, направлениях и манерах старой и новой живописи, им нет дела до тонкостей и требований визиалистических концепций. Им нужно цветовое пятно, которое хорошо ощущалось бы в интерьере, и без всякой там модернисткой ерундистики – чтобы простые деревья, простые дома, но чтобы это было красочно, чтобы действовало на душу и вселяло жизнь и энергию.

Живой пейзаж отличается от реалистического тактикой соблюдения семи правил. Первые три-четыре правила обязательно выполняются в классическом пейзаже. Если художник ими пренебрегает, то о нем скажут, что у него нет школы. Последние три правила относятся к живому пейзажу, и их можно применять в ущерб первым трем. Вот эти семь правил:

1. Первое правило предписывает упорядочивать планы. Крупные предметы на заднем плане должны быть меньше, чем мелкие на переднем. Классический пейзаж включает три плана бытия: передний, средний и дальний, если не считать неба и гор. Эти три плана отличаются не только размерами предметов на картине, но также цветом и контрастом. Зеленое дерево на дальнем плане, как правило, пишется не зеленым, а синим цветом. Искусство пейзажа в смысле первого правила заключается в том, чтобы задний план при восприятии не выскочил на передний.
В пейзаже «Чайка» тоже есть три плана: 1) берег, с которого мы смотрим, 2) вода и 3) другой берег, на котором расположены дома. Мы видим, что третий план дан неправомерно ярко, из-за чего дальний берег слишком приблизился и словно повис над водой. В смысле классического пейзажа это ошибка, но художник так не считает, потому что он применяет седьмое правило в ущерб первому и делает это намеренно.

2. Второе правило заключается в применении законов композиции, симметрии и ритма. Если есть один предмет, то должен быть и другой похожий предмет, но отличающийся размером и цветом от первого. Если в одном месте чего-то много, то в другом месте должно быть чего-то мало. Если есть два дерева, то по закону ритма должно быть и третье, пятое или седьмое дерево, но не тупо того же размера. Если предмет над водой, то в воде должно быть отражение, но несколько другое по цвету и по форме. Если левый нижний угол картины занят водой, то правый обязательно занят сушей. Словом, что на небе, то и на земле; что справа, то и слева, но не совсем так, а несколько или даже существенно иначе. Потому что пейзаж должен познаваться зрителем примерно так же, как и окружающий мир, в котором повсюду ум находит подобие, симметрию и ритм, однако при переходе от одного к другому всегда встречается с чем-то новым и непохожим.
Данное правило прекрасно представлено в пейзаже «Чайка» на примере семи домов, которые группируются и повторяются по законам классического пейзажа. Есть однако и отступление, а именно с чайкой, которая не должна по идее классического пейзажа быть такой крупной и находиться в том месте, где она находится, но об этом потом.

3. Третье правило заключается в реалистичности или естественности пейзажа. Картину должно приблизить по цвету к тому, что бывает в действительности, и художник должен знать некоторые секреты о том, как устроены вещи на самом деле. Дуб не должен быть похожим на липу, а узенькая лесная тропинка на асфальтированную велосипедную дорожку. Художник, например, учитывает, что трава на освещенной солнцем опушке на самом деле желтого цвета, а не зеленого, как думают многие. То же касается и деревьев, которые могут быть и синие, и желтые, и черные, и коричневые, и фиолетовые на картине, хотя и кажутся все время зелеными. В этом состоит великое искусство пейзажиста – правильно использовать красочную палитру при передачи цвета предметов. В пейзаже используются сотни цветов и оттенков, а между тем, ярких неразбавленных красок в них почти нет.
На рассматриваемом пейзаже мы видим многочисленные отклонения от этого правила, проявляющиеся в том, что и трава и деревья, похоже, действительно зеленые. Имеет ли художник на это право, зависит от того, как он применяет пятое правило.

4. Законы классического пейзажа исчерпываются четвертым правилом, пользоваться которым необязательно. Но иногда в пейзаж можно поселить какое-нибудь маленькое точечное существо, фигурку человека под деревом, или утку на камне. Благодаря этому создается некий центр композиции. Существо находит в пейзаже свой дом, и именно с этого момента пейзаж обретает жизнь.
Нетрудно видеть, что таким поселенным в пейзаж существом здесь является чайка, которая, хотя она и великовата для точки, но тем не менее выполняет свою центральную организующую роль. Этим приемом пользовались импрессионисты и широко пользуются современные художники. Такое существо можно назвать хозяином или королем пейзажа, или еще элементарным существом.

5. Пятое правило вытекает как дополнение к третьему, в котором речь шла о цвете. Если применять это правило, то пейзаж становиться более живым и одушевленным. Король или королева пейзажа может потребовать изменить естественную цветовую палитру. Вы видите, что пространство за чайкой темнее и другого цвета, нежели пространство перед чайкой. Это придает чайке еще большую власть и собственное ощущение, как если бы в пейзаже кто-то есть. Поселив на своей картине чайку, художник начинает заново работать со цветом картины, который часто изменяется на противоположный естественному и который предписывает нам третье правило классического пейзажу. Зеленый цвет, который сначала не имел права быть, теперь смотрится очень органично, когда в картину добавлено живое организующее существо. Цветовая гамма становится что ли более душевной и органичной.

6. Шестое правило (которое является дополнением ко второму) гласит, что не только цвет картины должен быть подстроен под существо, но и расположение и число остальных предметов. Если художник, к примеру, в вел в пейзаж бегущую лошадь, то спереди от лошади должно быть оставлено пустое пространство, иначе ей некуда будет бежать, пейзаж останется мертвым. Так, в данном пейзаже королева-чайка совершает полет, точнее даже, поворот в воздухе налево. Поэтому справа от чайки оставлено большое пространство, ибо на картине должно быть место, оттуда она должна появиться, а также место, куда ей можно приземлиться. Поэтому чайка показана именно в этой части, исходя из соображений, что живому существу предоставлена свобода передвижения. Классический пейзаж нашел бы для нее другое место. Еще в классическом пейзаже принято изображать пару животных, чтобы они компенсировали астральность друг друга. Здесь же астральность одиночной чайки наоборот выпирает, вся картина пронизана ее желанием лететь. От этого пейзаж становится не просто живым, но даже магическим. Что-то магическое связано с полетом чайки, которая, возможно, несет нам какую-то весть.

7. Наконец, седьмое правило предписывает художнику особо выделить один из планов бытия, который с точки зрения классического пейзажа будет неправомерно подан. Как это достигается? Это достигается путем более детальной проработки этого плана – в данном случае третьего, дальнего плана. Художник изображает этот план бытия так, как если бы он думал о людях, которые будут жить в нарисованных домах. Обычно этого художники не делают в классических пейзажах, они наносят мазки, думая только о том, насколько уместен в данном месте такой цвет. В данный же пейзаж вписаны совсем другие мысли – о том, насколько удобно людям будет в этих домах жить! Такой подход в живописи можно назвать наивным, а сами мысли посторонними. Однако для пейзажа нового типа – это совсем не посторонние мысли. Людям нужны новые квартиры и новые дома, в которых они будут жить, и им дома нужна картина или образ того, куда они переедут. Картина покупается, потому что она стимулирует мысль о приобретении новой квартиры. Люди покупают не живопись, а мысли, проекты и планы. Этот образ на картине способствует осуществлению их планов, поэтому они с ним соглашаются и покупают картину. Вот такая логика! И заметьте, что чайка касается крылом самого большого дома, то есть, она является на картине как бы носителем той мечты о новой квартире, которая в результате подана очень ненавязчиво и свободно. Не я хочу эту новую квартиру и тупо концентрируюсь, уставившись в пейзаж, что он исполнит мои желания, а чайка принесет мне эту мечту на своих крыльях. Примерно, как аист приносит детей.



Елена Корджева "Рассвет", холст/масло, 30 х 50, 2008 г.


А как обстоит дело с другим пейзажем, на котором никакого организующего существа вроде бы нет?
Дело в том, что показывать это элементарное существо, которое управляет картинкой, совсем не обязательно. Оно может оставаться невидимым, подразумеваться или исходить изнутри. В данном случае в пейзаже тоже есть существо, которое изживает себя на картине и придает ей особую душевность и красочность, все, что трудно найти в естественном природном пейзаже. Эти красные камни, эти стилизованные укрупненные листья, этот непонятный вид склоненного над водой дерева – все это исходит из живой души художника. Там внутри души – именно такие краски, и они хотят найти на пейзаже свое место, своего рода емкость, в которую они могут излиться. И получается, что пейзаж как бы будит зрительскую фантазию, расковывает его восприятие, дает выход для души, которая может отправиться погулять. Это надо принять как факт, что такие пейзажи сейчас все больше ценятся, потому что показывают зрителю правильный путь восприятия через красочную палитру собственной души.

Вот в двух словах то, что я бы хотел сказать о живом пейзаже. Здесь большое поле, чтобы экспериментировать, и я думаю каждый человек, взявший в руки кисти и краски, может добиться потрясающего успеха, если примет к сведению эти несложные семь правил и проявит со своей стороны настойчивость и волю, создавая красочный душевный магический живой пейзаж.

С благодарностью к Елене Корджевой за предоставленный интересный материал,
Художественный критик Михаил Андреев
24 октября 2010 г.



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.