Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Принцип неопределенности в живописи
Принцип неопределенности в живописи


Хочу представить вам две картины совершенно необычного художника, Юрия Ковалева, который сейчас проживает в Испании и занимается не только живописью, но и резкой по дереву, керамикой, мультипликацией, и его живописные произведения, равно как и изделия декоративно-прикладного искусства пользуются там известным успехом. Первая картина называется «Angel Protector» или «Ангел-защитник», вторая – «Angel Supervisor» или (если подобрать дрогое подходящее соответствие из русского языка) «Ангел-покровитель», то есть, то духовное существо из ближайшей к человеку духовной иерархии, которое как бы наблюдает сверху за человеком, читает его тайные мысли и чувства и этим предостерегает его от неправильных, некрасивых и злых дел. Несмотря на разные лики, названия и фон, мне кажется, что на картинах зафиксировано одно и то же существо, которое в русской традиции называется Ангелом-хранителем, а по-английски звучит «Guardian angel». 

 

Юрий Ковалев (TEZTIGO) «Ангел-защитник», х/м, 30 х 30 см., 2003 г.
http://www.teztigo.com/




Юрий Ковалев (TEZTIGO) «Ангел-покровитель», х/м, 30 х 30 см., 2003 г.
http://www.teztigo.com/

Итак, художник сотворил внешний вид (лик) некого духовного существа, которое мы называем ангелом-хранителем. Оно явно нечеловеческой природы, так как имеет один всевидящий глаз, находящийся в центре лба, а обычные человеческие глаза под линиями бровей, очевидно, излишни.  Длинные, уходящие в космическую даль стальные волосы, остроконечный подбородок и изящная с оребрением шея составляют выразительный, благородный, но совершенно фантастический портрет. Лик настолько индивидуализированный и четкий, что кажется выточенным из камня, и создается впечатление, что он сделан с кого-то, кого художник во сне или наяву видел собственными глазами. Он сделал как бы два различных снимка или, лучше сказать, среза этого существа, дающих нам совершенно изумительные картинки, но оставляющих полную неопределенность гадать над тем, что же мы, собственно, здесь имеем. И вот какие сразу возникают вопросы:.
- Разве можно увидеть и нарисовать внешний вид ангела? Ведь ангел это духовное существо, которое познается внутри.
- Относятся ли эти изображения к двум различным существам? или это одно и то же существо?
- Как художник пришел к тому, что ангела надо изображать именно так?

Эта неопределенность часто отпугивает зрителей, которые называют такой стиль фантастикой и игрой авторского воображения. Однако здесь что-то другое. Мне кажется, что мы имеем дело с очень качественными и очень достоверными изображениями ангела, и гораздо более реалистическими, чем, например, ангелы на известных картинах Благовещания, когда некий человек с крыльями подходит к Марии, чтобы объявить ей святую весть. Вот там это действительно фантастика! А здесь это реальное внутреннее видение, но только ангел изображен не полностью, это как бы лишь одна ипостась. Но художник, как я понимаю, не виноват, так как полностью, адекватно ангела принципиально невозможно изобразить, потому что в живописи есть некий принцип неопределенности. Вот о нем и хочется сказать пару слов. Потому что он выступает повсюду в изобразительном искусстве – взять хотя бы цвет и форму. Одну и ту же фигуру можно показать и цветом, и карандашом, и каждый из этих способов открывает новую ипостась.

Что же это за принцип?
Дело в том, что когда мы выходим в духовный мир и хотим изобразить какое-нибудь духовное существо, то в этом особом мире все наши изобразительные средства – живопись, графика, скульптура – перестают действовать. Мы можем изображать духовные вещи только условно, и с помощью физических изобразительных средств мы не в силах охватить ангела целиком. Мы можем исхитриться нарисовать внешний лик ангела, но тогда мы не будем знать, сколько у него еще ликов, что он из себя представляет и что хочет сказать. Либо мы можем условно нарисовать то, что он хочет сказать, но тогда мы не сможем передать его самого и как он выглядит внешне. В данном случае художник удержал на холстах два лика ангела, но по принципу неопределенности мы теперь не можем знать, что за ними стоит. Таковы свойства духовного мира.

Что-то похожее есть и в микромире. В квантовой физике есть такой принцип, который называется принципом неопределенности Гейзенберга: нельзя одновременно знать координаты элементарной частицы (то есть, ее местоположение) и ее скорость. Многих это возмущает: как это нельзя знать то и другое вместе!? Тем не менее, это закон, который строго соблюдается в микромире и имеет свои последствия. То же имеет место и в живописи, когда речь идет об описании невидимого мира. И тому есть много наглядных примеров.

Почему, например, мы не знаем будущее?
Потому что если бы мы знали будущее, то не могли бы активно вмешиваться в события, как нам хотелось бы. Надо выбирать одно из двух: либо мы хотим знать, что впереди, либо отказаться от этого знания, чтобы строить будущее своими руками. Люди выбирают второе. Принцип неопределенности запрещает одновременно и знать будущее, и самостоятельно принимать решения. Те провидцы, которые предсказывают будущее, добровольно отказываются от части своей самостоятельности.

Или другой пример: почему мы не видим ангела-хранителя?
Это очень просто – ангел-хранитель занимается тем, что дает нам советы и подсказки, как нам быть дальше, чего делать и чего не делать. Он дает это через мимолетные мысли,  через сны, через всякие знаки и образы, через любую случайную информацию. Разумеется, мы это не осознаем, но душа, тем не менее, чутко прислушивается к тому, что нашептывает ей ангел. Душе до такой степени любопытно узнать, что скажет всевидящее существо, что до его внешнего вида ей абсолютно нет дела. Наше внимание не может раздваиваться в двух противоположных направлениях, мы не можем интересоваться одновременно собой и кем-то другим. В тот момент, когда ангел НАМ лично что-то говорит, нам не интересно, кто он такой и как выглядит. А когда он ничего не говорит, его рядом с нами вообще нет. Вот и получается, что мы его практически никогда не видим.

Однако художник устроен по-другому. Он обладает натренированным образным восприятием. Это натренированное образное восприятие все время ищет для себя пищу, улавливает и запечатлевает самые мимолетные образы. Не случайно художник Юрий Ковалев работает режисером-мультипликатором. В тот момент, когда ангел разговаривает с его душой, художник мало интересуется тем, что говорит ему ангел, но зато очень интересуется ангельским ликом. Он пренебрегает добрыми напутствиями своего ангела-хранителя, потому что все его силы направлены в данный момент на то, чтобы удержать в памяти этот поразительный ангельский образ. Вот так возникают подобные картины. Обратите внимание, что картина требует массивной широкой рамы. Так как очень нелегко удержать на холсте этот мгновенный летучий образ - надо сильно его ограничить, зажать в раму, иначе он улетит.





  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.