Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Лунный пейзаж


Юрий Куку "Лунная соната"
холст/масло 80см x 60см 2006 г.
http://yuriykuku.artnow.ru/

Есть два вида пейзажей – солнечный и лунный. Конечно, разновидностей пейзажей можно насчитать гораздо больше, и есть такие, о которых даже трудно сказать: солнечные они или лунные. Но сейчас нас интересует только деление их на эти две большие категории.

На картине Юрия Куку «Лунная соната» мы видим типичный лунный пейзаж. Решающее значение имеет не то, что светит - луна или солнце, - а откуда идет свет. Для лунного пейзажа характерно, что источник света располагается впереди и светит нам в лицо. В случае солнечного – источник света находится сзади нас и освещает своим светом изображаемые впереди предметы.

На лунном пейзаже мы почти не находим предметов. Мы их видим с теневой стороны, как некие недифференцированные темные массивы. Только одни очертания, деталей невозможно рассмотреть. Лунный свет искажает их форму и реальный цвет, делает их призрачными и иллюзорными. Очевидно, что эти призрачные безликие предметы – будь то заросли кустарника, берега реки или склоны ущелья – не несут главной смысловой нагрузки. Это нечто побочное. Главное – это сам свет. Поэт, сочиняющий при луне, никогда не будет воспевать предметы типа деревьев, цветов, камней, парусников, архитектурных сооружений, которых он при призрачном лунном свете, собственно, и не может видеть. Он будет воспевать только свое внутренее состояние. Лунный пейзаж, таким образом, не интересуется предметами, он только передает впечатление и состояние души.

Наоборот, через солнечный пейзаж художник обращает наше главное внимание на предмет. Предмет дается тогда со всеми подробностями и во всей красе. Можно было бы сказать, что на лунном пейзаже есть только один единственный предмет – сама луна. Но и это не так. Глядя на луну, мы ничего не узнаем о ней. Просто – круглое светлое пятно на фоне более темного синего неба.

Примечательно, что все художники, как правило, изображают луну круглой. Когда у Эдварда Мюнха спросили, почему он никогда не нарисует неполный месяц, гениальный художник вынужден был признаться, что за всю свою жизнь он ни разу не видел серповидной луны! И потому полагал, что она всегда круглая!

Этот курьезный факт наводит на мысль, что художники боятся выходить на улицу, когда светит серповидный месяц. Ибо искажение предметов в лунном свете тогда настолько велико, что их острое художественное чувство не может этого выдержать. Они воспринимают предметы, освещенные лунным светом, как диссонанс, как что-то неправильное, чего не должно быть.

Следующей особенностью лунного пейзажа является то, что темные очертания предметов располагаются по бокам, а в центре картины остается светлое пустое пространство, лунная дорожка. Если мы рассмотрим солнечный пейзаж, то там все по-другому – предмет норовит попасть в центр картины, заслоняет собой всю перспективу.

Главное в лунном пейзаже – это путь, извилистый светлый путь между призрачных нереальных и потому опасных материальных массивов. Главное – не заблудиться в материальном, не утонуть в предметности и, не отклоняясь от духовности, пройти свой путь до конца. В этом смысле лунный пейзаж имеет религиозное значение. Он символизирует поиск истинного пути и следование этому найденному пути на протяжении всей своей жизни.

Собственно, это есть путь морального совершенствования, когда сквозь тьму и заблуждения иллюзорного материального мира тебе светит некий высокий идеал. В лунном пейзаже всегда имеется тенденция подъема, взгляд зрителя направляется снизу вверх, тогда как в солнечном пейзаже это чаще взгляд с высоты вниз, например, с какого-то обрыва.

В лунном пейзаже тоже есть своеобразный обрыв. Правда, до него еще далеко. Лунная дорожка идет, идет, и в какой-то момент она обрывается. Кончается земной путь, и за обрывом начинается другой мир. Вся земная жизнь рассматривается как подготовка к миру посмертному. Сумеет ли человек, пройдя свой путь, настолько морально очиститься, чтобы при переходе в духовный мир не раствориться в нем до конца? Сумеет ли его душа после смерти сохранить свою индивидуальность? Или она сразу заблудится в необъятном духовном море, как могла бы заблудиться еще при жизни в окружающих ее призрачных массивах материальности?

Лунный пейзаж навевает мысли о земном и божественном. Под него, например, хорошо слушать музыку и плыть вслед за ее мелодией по неизведанным просторам фантазии. Он не напрягает зрение и создает спокойный, лиричный настрой, когда глядя на картину, тебе хочется размышлять о вечном и преходящем, о таинственном и заветном, о пути, истине и смысле жизни.



Просмотры: 8295


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.