Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Лилия в живописи особенный цветок!
Лилия в живописи – это особенный цветок!.

Лилии, лилия на картине, белая лилия, садовая лилия, натюрморт, художник Лев Кузьмичев
Лев Кузьмичев «Лилии»
холст, масло, размер: 80 x 60 сm, 2007 г
http://www.levrusart.ru/


Сегодня речь пойдет о лилии, обыкновенной садовой лилии, которая как всякая порядочная белая лилия растет из луковицы и имеет вот такие пятилепестковые цветы, которые вы видите на картине. В общем-то, ничего удивительного нет, цветы как цветы, просто очень уж любят художники живописать лилии, и когда рассматриваешь творчество какого-нибудь живописца, нет-нет да и мелькнет среди множества картин одна с лилией, где белая лилия изображена как фрагмент, а иногда и во всей своей небесной красоте, на огромном метровом полотне, с ослепительными цветами на глубоком темно-зеленом фоне и красными огнями тычинок. Лилия покоряет своей красотой! Многокрасочная белизна цветка, сияющая всеми оттенками – вот что привлекает художников в лилии и заставляет пробовать свои способности на этом сверх живописном объекте. Однако надо сказать, что искусство изображения лилии со временем как-то упало и опустилось до обыкновенной натуры-морта, и даже из тысячи нарисованных лилий трудно теперь найти ту единственную и волшебную, через которую струилась бы свежая божественная красота. Лучше пусть живая лилия цветет в обыкновенном цветочном горшке! Куда художникам гоняться за природой! А ведь в более ранней живописи лилия считалась символом христианства, олицетворением Девы Марии! Живописцы подходили к ней с величайшим благоговением.
Представляя здесь художника Льва Кузьмичева, я вовсе не хочу сказать, что его лилии самые прекрасные в мире и никто не может с ним соревноваться. Лилии, конечно, замечательные, но он больше знаменит своими пейзажами. Дело в том, при подборе материала данная картина случайно или неслучайно легла рядом с другой, на которой изображены маковки православных церквей, и я всразу подумал, что в этом что-то есть. Не напоминают ли вам головки нераскрывшихся цветов лилии золотые купола-луковицы православного храма? Вот такая тема! Не кажется ли вам, что лилия это как бы прообраз Храма? А пять лепестков, их можно сравнить с белоснежными стенами церкви, причем, пятая – это верхняя плоскость, которая тянется к самому куполу. Итак, лилия метаморфизировалась в церковь!


Лев Кузьмичев «Русский звон»
Бумага, акварель, размер: 41 x 35 сm, 1995 г

Одной мыслишки критику достаточно, чтобы загореться! Однако, все это ерунда, господа, чушь собачья. Можно, правда, с ученым видом судить, проводить параллели, строить догадки, корчить из себя ученого знатока искусства, а по сути дела это обычная искусствоведческая блажь. Ранее в статье «Как писать рецензии на картины?» я уже сказал, что такие штучки называются «зацепками». Просто критику нечего сказать по существу, и он начинает цепляться, перекидывать мосты от изображения цветка к архитектонике церкви, доказывать, что лилия есть символ чего-то и т.д. А на самом деле это крючки-зацепки, они сидят во множестве в наших мозгах, готовые наброситься на критикующего и изречь глубокомысленную дурь, но их нет в произведении искусства, они не имеют никакого отношения к лилиям на холсте. Вот и я тоже чуть не попался. Единственная польза от этих параллелей в том, что когда понимаешь, что их нет, и что нет никакой связи между лилией и храмом, тогда начинаешь по-настоящему смотреть и анализировать картину. Тогда начинаешь искать силу лилии в ней самой, отбросив свои интеллектуальные зацепки. В ней самой заключена тайна, которую ты сразу не видишь. В этой лилии вся сила искусства! Надо разглядеть эту силу!
На это мне могут возразить, что зачем вообще вдаваться в символические трактовки живописных образов? Зачем вообще искать в произведении искусства какое-то содержание? Произведение искусства есть само по себе, его надо смотреть, любоваться им, восхищаться совершенством и красотой, переживать силу найденных художником образов. И не надо навязывать ему никакого смысла!
Этот взгляд правомерен, однако хотелось бы подчеркнуть, что разбирая отношение критика к произведению искусства, нельзя упускать из внимание следующий важный момент:
Допустим, перед нами какое-то художественное произведение – например, картина современного художника «Лилии», на которой изображено то, что вы сами без посторонней помощи видите. Но кто-то может сразу спросить: А имеем ли мы вообще право подходить к этому произведению искусства и докапываться до его истинного идейного содержания?
А почему нет? Давайте представим себе лилию, как живое растение. Человек (ботаник) подходит к ней, чтобы изучить ее законы, ее внутреннюю закономерность (сколько на ней цветов, в какой последовательности растут листья, как они расходятся от стебля и т.д.), он изучает как растение растет, цветет, увядает, как оно шаг за шагом развивает свое существо. Имеет ли право этот ботаник или просто посторонний зритель беспокоить нашу лилию своими идеями о каких-то закономерностях в становлении растения? Такому постороннему зрителю, как и критику произведения искусства, можно сказать: "О найденных тобою закономерностях лилия ничего не знает, она просто растет и радует человеческий глаз, и ей наплевать на законы своего роста и развития!" Как вам такое возражение? Точно такую же ценность имеет возражение против объяснения картины, на которой изображена лилия. В нем не больше смысла, чем в возражении против ученого-ботаника, рискнувшего рассказать людям, что он увидел в закономерностях роста и цветения лилии. Важно то, что я не собираюсь лезть в процесс творчества со своими символически-аллегорическими толкованиями, но я хочу исследовать произведение искусства, как ботаник исследует живое растение. Для меня произведение искусства интересно в том же смысле, как растение для ботаника. Как ботаник имеет право открывать законы произрастания растений, так и я могу исследовать законы творчества и те подсознательные импульсы, исходя из которых художник создает свои произведения. Сам художник, конечно, не нуждается в подобном разборе, когда творит, подобно тому как и лилия не нуждается в понятиях о красоте и росте, когда цветет.

Теперь, когда сделано это предварительное замечание, нетрудно дополнить его конкретикой и сказать, что в образе лилии на картине следует видеть особую конституцию души, а именно, конституцию такой человеческой души, перед которой вещи раскрываются в своем существе. Такая конституция достигается, когда человек возвышает свое бытие до того, что соединяет свое внутреннее переживание с существом вещи во внешнем мире. Тогда человек как бы вырастает за пределы самого себя, становясь господином над силами своей души, победителем над своим душевным хаосом. И это внутреннее блаженство от соединения с миром вещей, своего рода вхождение в суть вещей, оно и представлено на картине в виде прекрасного цветка – лилии, белый цвет которой является отражением неба, но и другие вещи тоже могут отражаться в ее белом цвете, создавая оттенки. Причем, не сама линия по природе своей такая, что совершеннее всех растений, но это качество, это реализованное совершенство идет от художника, изображающего на своем холсте лилию. Когда он переживает это идеальное совершенство, он имеет подходящий импульс написать картину с лилией. Можно сказать, что он сам тогда выступает как лилия и хочет, раскрывшись, поведать людям о своем внутри-вещей-стоянии.
Не надо расценивать это как какое-то исключительно высокое духовное состояние человека, достигшего в жизни полного просветления или посвящения. На самом деле, вокруг нас полно людей-лилий, мы их просто не замечаем, потому что это состояние внутреннего стояния в совершенстве, которое мы обозначаем посредством лилии, редко нас посещает, ведь мы только стремимся к нему и, быть может, никогда не найдем. Но лилия – это не стремление к совершенству, а готовое совершенство, о котором можно сказать, что человек находится тогда в единстве со своим высшим «Я» и подтягивает к совершенству высшего «Я» свое низшее, но это не поиски и не стремление к чему-то высшему. Каждый человек, который в данный момент раскрывает нам суть вещей, отвечает на вечные вопросы нашей души, объясняет нам, как на самом деле обстоит с тем или этим, является для нас такой лилией. Например, врач, рассказывающий нам, что мы сами создали нашу болезнь, причем любим ее и подкармливаем своими устоявшимися привычками, с которыми, если мы хотим выжить, срочно надо бороться и ставить не на лекарства и больничный покой, а на собственную волю – такой человек, наглядно, на пальцах объясняющий нам наши ошибки выступает тогда в роли лилии. Мы в восхищении смотрим ему в рот, ловя каждое его слово. И таких людей, способных показать свою лилию, на самом деле много, и не только учителя и художники, но и каждый из нас может стать лилией. Он точно так же может раскрыть в той или иной области свои маковки-бутоны, о существовании которых может даже не подозревает.

Отсюда вы видите, что лилия как произведение искусства это не просто копия реального цветка и не модный шедевр, превосходящий дилетантские попытки других художников, но конкретное указание на действительный факт. Жизнь становится понятной, когда видишь перед собой этот факт. Мы действительно живем среди лилий, и каждый человек может стать для другого лилией, обогатив своей мудростью и красотой его жизнь! В этом и состоит миссия искусства, чтобы обратить наше внимание на факты, которых мы обычно не видим. Художник своей лилией как бы перевозит нас на другой берег, в мир лилий, который мы обычно не замечаем.
Когда мы смотрим на картину с лилий у себя дома, то это прежде всего некий знак. Достаточно ли просто смотреть на картину и думать, как она хорошо вписывается в интерьер, или надо обязательно знать, на что этот знак указывает?
Как было сказано, художнику это знать не обязательно. Он живет в своем творческом процессе, и ему, как той лилии, не нужно углубляться, откуда происходит созданная им красота, за которую ему огромное спасибо! Впрочем, и художник, когда пишет лилию, должен наверное чувствовать, что это особенный цветок. А нам с вами, т.е. зрителю, надо это чувствовать? Или можно ограничиться мещанским отношением, что картина мне нравится, я ее повешу у себя дома и пошли вы все со своими объяснениями подальше? Однако на ней есть знак-указатель, печать сознания, оставленная художником! И думать, будто картина подобна фотографии, простому украшению или заменителю живой лилии, это непроходимая тупость! В свете только что сказанного, ваше упрямое нежелание говорить об идее картины и видеть что-то большее, чем совокупность разноцветных масляных пятен, говорит только об одном – что вы никогда не переживали состояния лилии и даже не понимаете, что в этом и есть смысл искусства и жизни. Вы просто не хотите жить, а хотите медленно деградировать в своей нищете. А если картина случайно и висит на вашей стене, то лишь в назидание вашей тупости. Она говорит вам: «Стань лилией, наконец! Хватит быть потребителем, покупающим за деньги знания и опыт других людей! Попытайся сам что-то давать!» Да, - скажете вы, - но прежде, чем давать, надо научиться это делать, надо пройти самому длинный путь к совершенству, чтобы в конце концов что-то понять, чего другие не знают. Разве вам мало того, что я уже стремлюсь к совершенству? Разве не учат в школе, что цель человека это стремление к совершенству? Разве не говорят все великие люди, что они еще неизмеримо далеки от совершенства и т.д.? Спокойствие, я уже на пути, я уже стремлюсь, и когда в этой или другой жизни чего-нибудь вдруг достигну, той или иной степени совершенства, вот тогда пожалуйста… «Идиот, ты ничего не достигнешь! – скажет вам лилия. – Не стремиться надо, а жить! Посмотри на меня: разве я стремлюсь полжизни, прежде чем распустить бутон? Это происходит само собой. Нет в мире ничего более простого, чем цвести и дарить людям свою мудрость и красоту!»

Итак, вечное, оно в нас. Мы должны сейчас деятельно разворачивать свое совершенство, а не ждать благоприятного момента, когда станем сильнее и мудрее. Тупость в сочетании с потребительским отношением к искусству никогда не превратится в нас в совершенство. Но если мы начнем строить в душе Храм – тот самый Храм, с которого мы начинали, сперва отвергнув эту идею – и разворачивать в этом храме все доступное нам совершенство, то станем в этом смысле похожими на лилию, в образе которой собран идеал совершенной жизни, совершенного познания и совершенного творчества.




  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.