Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Картина Леонардо да Винчи Иоанн Креститель
Исцеляющая истина Иоанна Крестителя


Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»
Деревянная панель, масло, 69 х 57, 1513 г.


Только посмотрите на этого красавца Иоанна Крестителя Леонардо! Мы ведь хорошо знаем, что Иоанн и Иисус были примерно одного возраста, и к моменту крещения на Иордане обоим было примерно по тридцать лет. Причем, их возраст может быть уточнен лишь в большую сторону. И когда мы читаем Евангелие, то у нас создается представление, что Иоанн Креститель (или Предтеча) зрелый мужчина, бородатый аскет, серьезный и грозный. А этому улыбающемуся ангелоподобному существу на картине Леонардо да Винчи разве можно дать 30 лет?

Описание Иоанна Крестителя по Евангелию от Марка

Говорится, что Иоанн крестил в пустыне и призывал народ через крещение в воде к покаянию и прощению грехов. К нему в низовья реки Иордан стекались толпы народа из Иерусалима и со всей Иудеи, и сами исповедовали свои грехи, потому что Иоанн только крестил, но ничего не объяснял людям по поводу их грехов и как с ними быть. Он был уверен, что за ним идет Кто-то более сильный, кто будет заниматься крещеными людьми и лечить их от болезни греха.

И сказано: "Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед" (Мк 1, 6). К этому можно добавить, что Иоанн был гигантского роста и огромной силы. В принципе портрет Иоанна Крестителя, созданный Леонардо, нисколько не противоречит этому описанию. Ведь нигде в евангелиях не говорится, что он носил бороду. Правда, не сказано также, что он был красавцем с длинными вьющимися волосами и выглядел гораздо моложе своих лет. Евангелие лишь замечает, что при всем своем атлетическом сложении и утонченной женственной внешности питался-то он очень скромно! А одевался как дикарь. То есть, вел очень аскетический образ жизни.

Описание Иоанна Крестителя по Евангелию от Иоанна

Впрочем, Иоанн-евангелист (это ученик Иоанна Крестителя, а впоследствии Иисуса, известный как Иоанн Богослов, примерно 10 - 113 гг.н.э.), очень много говоря о Крестителе, не дает описания внешности. У Леонардо да Винчи, следовательно, была большая свобода для собственной фантазии. Но почему художник изображает молодого юношу, в то время как у всех при чтении Евангелия складывается образ сурового старца?

Дело в том, что мы невнимательно читаем пролог Евангелия, где в том числе говорится про Крестителя. И там есть такие слова:

И мы видели
откровение Его Существа,
видели проявления Его,
рожденного целиком из Отца,
видели полноту Его милостивой любви
и исцеляющей истины.
Ради него Иоанн жил,
проповедовал
и о Нем говорил:
«Сей есть Тот,
о ком я сказал, что
Он, идущий за мной,
предшествовал мне
и был до того, как я стал быть. (Ин 1, 14-15)


После строчки об исцеляющей истине сразу упоминается Иоанн Креститель. И важно то, что в Прологе это выражение "исцеляющая истина" повторяется дважды. Любые повторы в Евангелии указывают на что-то существенное, и в данном случае на то, что имя Иоанна Крестителя как-то связано с исцеляющей истиной (которая неправильно переводится как "святая истина").

Исцеляющая истина

Иоанн Креститель знал исцеляющую истину. И он потому был таким здоровым и сильным, потому что познал ее. Он сам как исцеляющая истина в натуре, всё его существо излучало молодость и здоровье. Люди приходили и удивлялись на этого богатыря, который почти ничего не ел, отказывал себе в сне, работал на износ и был уже человеком в летах, и в то же время был как принц - кровь с молоком. Всем было любопытно, как он этого достиг. А Иоанн предлагал им креститься под водой, чтобы познать свои грехи. Потому что вы все такие слабые и больные из-за ваших грехов. Познайте сначала, что вы натворили в этой жизни!

Исцеляющая истина, конечно, состояла не в том, что надо креститься. Крещение мыслилось как средство, чтобы приблизиться к познанию самой истины. А она для Иоанна состояла в том, что "за мной идет Тот, кто был прежде меня". На картине Леонардо да Винчи Иоанн Креститель выполняет этот характерный жест: указательный палец правой руки не просто направлен вверх в небо, но эта рука расположена слева от лица (справа для зрителя), и создается эффект, что он указывает на что-то позади себя. А позади - тонкий жезл в форме креста, и этот жезл совпадает по направлению с пальцем, но слегка отклоняется назад. Значит, там, за его левым плечом, Христос.

Как Иоанн дошел до того, что он должен пророчить о Христе - это отдельный вопрос. Важно то, что он познал это как свое истинное призвание - указывать на Него. И тогда он пошел крестить - то есть, давал людям возможность познать свои грехи. Но здесь важна эта улыбочка Иоанна: Не в крещении дело, а в том, что "за мной идет Тот, кто должен придти после меня и перед кем я столь ничтожен, что даже не посмею развязать ремни Его сандалий". Вот это и есть исцеляющая истина. И как только Иоанн занял эту позицию, Бог его отблагодарил тем, что сделал тем великаном и красавцем, к которому потянулись тысячи народа из всей страны.

В чем состояло крещение

Крещение, которое изобрел Иоанн - это совсем не то, что мы сегодня называем крещением. Сегодня это простой символический обряд, которому подвергаются даже младенцы. А те, которые купаются зимой в проруби, тоже вряд ли что-то там познают. У Иоанна всё было гораздо круче. Этот двухметровый верзила брал человека и окунал его в воду посреди реки, и держал под водой до тех пор, пока не начиналась предсмертная агония. Человек видел перед собой как в панораме всю прожитую жизнь со всеми ее прегрешениями и ошибками. И тут было важно вовремя вытащить из-под воды человечка, чтобы он не отдал концы. Иоанн в этом был мастер и очень хорошо чувствовал момент, когда пора вынимать.

Таким образом Иоанн завоевал себе огромную популярность. Все хотели узнать свои истинные грехи, и богатые клиенты платили ему за это большие деньги - а он питался диким медом, и ходил в шкуре! Даже цари приходили к нему креститься. Он стал известнейшей личностью в Палестине, но всю свою власть и влияние он употребил на то, чтобы указывать на Того, кто должен был придти вслед за ним. А что было дальше? Дальше было то, что Он однажды действительно пришел - Тот, кто должен был излечить этих людей от их грехов.

Это лишь начало, самое начало христианства, которое с правом можно назвать как неизвестное христианство.

Вернемся к картине Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель"

Это гениальное прозрение художника, увидевшего Иоанна Крестителя именно таким, каким его сделала исцеляющая истина. Это человек, много страдавший и повидавший бесчисленные страдания других, но ни выражением лица, ни внешностью не выдающий своего страдания. И даже напротив - помолодевший. Вот что хотел запечатлеть в его портрете да Винчи. Страдание Иоанна нисколько его не состарило, не пригнуло к земле. Он показал собою чудо, которое в дальнейшем будет производить со всеми людьми Тот, кто придет вслед за ним.

Надо признать, что Леонардо увидел Крестителя правильно, в отличии от церковных живописцев, которые всегда стремились изображать страдание в человеческом облике. Но "Иоанн Креститель" Леонардо - это как максимум того, что человек может с собою сделать, каким может при великом желании стать. Это своего рода идеал, образец, данный человечеству в начале христианства. Вот такими молодыми и красивыми скоро будете вы все, несмотря на ваши годы, болезни и грехи! Так оно или нет - это предмет веры - но, по крайней мере, идея была такая. И художник верно ее уловил.



Просмотры: 843


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.