Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Самый дорогой портрет Путина
Самый дорогой портрет Путина



Андрей Манджос «Президент России Владимир Путин»
мозаика из горячей ювелирной эмали: медь, эмаль, дерево, 30  х 37,5 см, 2004 г.
http://www.mosaics-mandjos.ru/images/Putin02-2.jpg


Портрет очень интересный, и можно многое сказать и о самом портрете, и о Путине, и о России. Хотелось бы сразу отметить три особенности:

Во-первых,
это самый дорогой портрет В.Путина из всех существующих на сегодняшний день. Созданный в необычной технике эмалевой мозаики, он сразу бьет по стоимости все портреты президента, написанные маслом, графические портреты, не говоря уже о фотопортретах. Представьте себе, что во всем мире в этой технике работает сегодня только один художник, эмальер-мозаичист Андрей Манджос из Москвы, который создал с момента изобретения эмалевой мозаики в 1995 году более 150 мозаичных произведений. Каждое его произведение это очередной шедевр, который отличает безупречная классическая подача предмета, оригинальное импресионичтическое цветовое решение, ну и конечно, увековечивающая драгоценная фактура изображения. В портрете Президента России использовано одиннадцать с половиной тысяч прямоугольных медных пластинок, покрытых горячей ювелирной эмалью. Восхищает уже сама колоссальная работа по составлению образа из такого огромного числа тщательно подобранных разноцветных фрагментов, причем образ президента получился довольно живописный и, самое главное, очень точный. Эта кропотливая продуманная работа как раз и является в данном случае гарантией того, что портрет Путина создан не по чьему-то заказу, но в нем пропущено через дух и объективно передано мироощущение всей нашей эпохи. Портрет очень глубокий, можно сказать, что это настоящая находка, поскольку здесь есть какая-то нераскрытая тайна, которую надо уметь прочитать. Эстетическое впечатление, конечно, может быть спорным, кому-то что-то может понравиться, а кому-то нет, но тем не менее картина мощно притягивает взор, заставляет всматриваться и думать.

Во-вторых,
портрет разительным образом отличается от всех парадных официальных портретов. Вы нигде больше не найдете, чтобы экс-президент был изображен в военно-морской форме, в кокарде, посреди русской зимы, когда идет снег и чувствуется, что холодно. На заднем плане вырисовывается силуэт Петропавловской крепости, и ясно, что этим что-то сказано. Во всяком случае, этот мозаичный портрет отличается от всех прочих портретов, которые ничего не хотят сказать и никак не характеризуют личность президента.
То, что он в форме главнокомандующего, это можно очень просто понять. В военной форме очень часто изображают монархов, королей, правителей, президентов, чтобы через данный художественный прием подчеркнуть, что этот человек обладает властью. Военная форма, военные регалии – это власть.
Зимняя стужа, снег – это тоже художественный прием, но более живописный, чем символический. Как ни странно, но по принципу контраста в живописи внешний холод заставляет переключить восприятие зрителя на душу изображаемого лица, на его внутреннее человеческое тепло. Это очень теплый, душевный, человеческий портрет, и наверное, автор хотел этим подчеркнуть, что президент, мол, наш, человеческий, свой, а не какой-то далекий от народа и абстрактно-номенклатурный. Хочется в это верить!
Ну, а Петропавловская крепость на заднем плане (причем, едва угадываемая, так как слеплена всего из нескольких мозаичных фрагментов) как бы изображает страну, которая за ним, как нечто родное и эфемерное, но в то же время сильное – как некий духовный форпост. Словом, что-то за ним стоит, как некая связь с русским народным духом. Не случайно и Петропавловская крепость – так как это как бы начало Петербурга и всей современной России.

В-третьих,
особенный взгляд президента на этом портрете. Это что-то! В нем и решимость и воля, а вместе с этим какая-то неразрешенная боль. И складка на щеке еще больше подчеркивает проявленное через взгляд усилие. В чем дело? – хочется спросить. – Неужели опять этот вечный русский вопрос? «Умом Россию не понять…»
Возьмите для сравнения любой портрет любого императора, царя, президента, и обратите внимание, как они смотрят. На каждом портрете вы всегда увидите одно и то же: «Вот здесь я, Петр I, а здесь мое царство, моя страна». Во взгляде президента или царя, если портрет выполнен художником, всегда можно увидеть то, что царь внутренне зрит перед собой все свое царство. Царство, страна – непосредственно перед ним, и это чувствуется всегда прямо во взгляде монарха.
А этот портрет особенный. Здесь изображен, скорее, какой-то выхваченный из жизни миг, когда человек на минуту задумался и вспомнил про нерешенные проблемы, ушел в себя. Словом, это какое-то сиюминутное состояние, когда он не видит своей страны. Может, снег и туманная мгла перед глазами мешают?
Послушайте: А может быть, и нет вообще этой страны?
Вот интересная задачка! А может быть, не существует никакой России? Когда-то была, а теперь вдруг исчезла с карты планеты? Вот он и стоит без своего царства – один, как среди зимы!
Можно сказать и так, что вместо России сейчас осталось то, к чему больше подходит название «постсоветское пространство», примерно как труп без души, или как нация без народного духа.
Если посмотреть с этой точки зрения на деятельность В.В.Путина, то можно заметить в ней некую двойственность. Когда он выступает в роли  «главнокомандующего», выдвигает программы и действует по законам нашей бюрократической системы, то все происходит, как всегда – то есть, ведет в никуда. А иногда он подменяет собой недостающий народный дух – вспомните его многочасовые выступления по радио и телевидению с ответами на вопросы граждан – это попытки мыслить и функционировать в образе народного духа. Это и есть та тяжесть и та боль от усилия переломить себя и сделать невозможное, которую мы чувствуем во взгляде на портрете. Когда он действует в этом духе, то все получается хорошо, и соответственно крепнет его народная популярность, как например, в случае урегулирования конфликта в Пикалево. Может быть, роль президента в современных российских условиях сводится к тому, чтобы своей душой оживлять и воскрешать мертвеца?
На словах, конечно, все легко, а душа художника чувствует, что все далеко не так просто. За первым планом открывается второй, за вторым – третий, и потом оказывается, что портрет можно рассматривать бесконечно долго...





  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.