Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Об интимной тайне живописного творчества
Картина привлекла мое внимание, показалась мне загадочной и побудила разобраться, в чем заключается ее тайна, если вообще тайна есть. И вот мои мысли по этому поводу.



Марина Подгаевская  "Ненавязчивый сон"
холст, масло, золотая фольга , 50х70, 2007 г.


Ох уж эти модернисты! - кто-нибудь скажет. - Ну, не могут написать даже нормальный городской пейзаж! Обязательно им надо нагромоздить одно чудо на другое, налепить поверх недостаточно живописных домов еще и обнаженное женское тело, назвав всю эту фантастическую мешанину коротким словом «ню»!
Что общего между обшарпанными стенами старого петербургского квартала и обнаженной натурой?
Почему, если на то пошло, нельзя написать две картины, разделив два совершенно не связанных друг с другом сюжета?
Или вы беретесь утверждать, что эта эклектика не надумана?
Тогда скажите, какая идея объединяет город, точнее городской пейзаж, с обнаженным телом?
И что это за женщина, чей тонкий облик так «ненавязчиво» вонзается в перспективу пустынного переулка?

Вот так, увидев необычную картину, люди начинают напряженно думать, что же художница хотела этим сказать?
А она ответила бы, наверное, коротко: «Я так вижу».
Но что значит это любимое выражение художников: «Я так вижу»?
Означает ли это, что зритель тоже должен учиться так видеть? Или у нас есть право на самостоятельное видение? Обязаны ли мы, гуляя по Петербургу, видеть за каждым углом таинственный облик блоковской незнакомки?

Вот сколько возникает разных вопросов при первом взгляде на картину.
Между тем художница Марина Подгаевская имеет много работ, где на, казалось бы, совершенно посторонний предмет или пейзаж накладывается сверху тонкий облик женского тела. Стало быть, это неслучайно.
Быть может, художница действительно видит невидимую для неискушенного глаза связь? Может быть, это и зовется сверхчувственным видением, о котором знает каждый художник?

Здесь мы входим в сокровенную мастерскую художественного творчества, приближаемся к разгадке тайны, как создается художественный образ, откуда он возникает.
Впечатления приходят и уходят, они проникают в душу через органы чувств. Но вместе с каждым впечатлением минуя органы чувств в душу проникает сверхчувственный облик из душевного мира. Вот за ним сознательно или бессознательно и охотится художник.
Обладая развитым художественным чувством, он может улавливать сверхчувственные облики за каждым феноменом, за каждым процессом внешнего мира - например, за распускающимся цветком, за опадающим деревом, за животным и человеком. Когда он наблюдает феномен старого Петербурга, полученное впечатление может породить в его душе своеобразное новое чувство, некое новое ощущение. И если на нем сконцентрироваться, это ощущение приобретает линии и формы, которые складываются затем в законченный образ. Художник счастлив, когда ему удается уловить нечто сверхчувственное, скрытое за процессами природы.

То, что мы видим на картине поверх домов, это есть тонкий сверхчувственный образ, который связывается в душе с прогулкой по петербургским улицам. Все процессы в физическом мире имеют однозначные соответствия в душевном мире. Эти соответствия очень определенные и однозначные. Можно научиться их видеть. И научившись уже не будешь сомневаться, что «Ненавязчивый сон» на самом деле изображает реальность, но реальность не физического, а душевного мира.

Как же научиться видеть эту реальность душевного мира?

Если человек не художник, он обычно не так внимателен к мыслям и чувствам, возникающим в душе по поводу тех или иных впечатлений от внешнего мира. Он слишком спешит от одного впечатления к другому, не сосредотачивается достаточно сильно на них.
Но теперь мы знаем, что с феноменом старых петербургских улиц связано чувство, которое по ощущению напоминает грудь и живот обнаженной женщины.
Используем это как подсказку в нашем обучении.
Попробуем в реальности заметить это ощущение – конечно же, не сидя за компьютером, а в реальности пройдясь по старому переулку в Петербурге. Допустим, нам удалось заметить в душе какое-то новое впечатление, о котором мы точно знаем, что оно связано с прогулкой по переулку. Сравним теперь это ощущение с другим, которое мы получим от противоположного феномена - от петербургских каналов и прудов.
Представляете?
В первом случае - сооружения, которые возвышаются вверх, а во втором случае - сооружения, уходящие вниз под воду, так что мы видим только одну водную гладь. Глядя с набережной на эту водную гладь, можно получить совершенно другое ощущение. И надо эти ощущения сравнить.

Если потренироваться некоторое время, направляя свое внимание то на один феномен – на петербургские улицы, - то на противоположный – на реки и каналы, то можно добиться, что получаемые впечатления окрепнут в душе. И тогда, проходя по улице любимого города, где справа и слева возвышаются дома, а впереди светится перспектива неба, мы будем иметь ощущение словно от прикосновения к обнаженному женскому телу. Как если бы рука поднималась по ее животу и дальше между грудей.

А что будет во втором случае, когда мы направляем наше внимание вниз на водную гладь пруда или канала? В этом случае мы должны получить противоположное ощущение. Если в первом случае это было как прикосновение к женскому телу спереди, то теперь это будет как прикосновение к ней со спины.

Есть ли у художницы подобные картины, где женщина изображена со спины?

Самое удивительное, что есть! Например, картина «Золотые лилии». Интересно, что женский торс со спины изображен на картине именно на фоне пруда!
Так, мы видим, что для каждого внешнего феномена, существуют свои сверхчувственные образы.
Углубление водоема воспринимается, так сказать, как прогиб спины в области поясницы. Причем, придраться не к чему; композиция самая что ни на есть гармоничная и удачная. Разверните женщину лицом, и картина будет смотреться определенно хуже - не естественно, и может быть, даже пошло.



Марина Подгаевская "Золотые лилии"
холст, масло, золотая фольга, 55 х 60 см.



Итак, в первом случае, когда мы идем по переулку между домов, это словно как женское тело спереди. Заметьте, без головы и конечностей. Потому что голова и конечности здесь не при чем, речь идет о конкретном ощущении, которое мы объективно имеем.

А если же мы с набережной направляем свой взор на речку или канал, то это словно как женское тело со спины, как ощущение от обнаженной спины.

Далеко не всегда художники изображают сверхчувственные образы прямо на тех объектах, которые послужили им в качестве поставщика впечатлений. Они могут показать эти образы, например, на совершенно абстрактном фоне, или вписать в совершенно другой сюжет. Мало кто зовет зрителя в свою мастерскую, и мы часто жалуемся, что не понимаем, откуда берутся именно такие образы.
Надо поэтому сказать спасибо Марине Подгаевской за то, что она так непосредственно предоставила такой ценный наглядный материал. Благодаря двум ее картинам мы совершили познавательный экскурс в эзотерические основы художественного творчества. Мы сняли золотое покрывало таинственности с ее картин. Вы понимаете теперь, почему картины покрыты золотой фольгой! Потому что на них изображено что-то бесценно сокровенное, взятой из глубин души, из душевного мира.
Мы заглянули таким образом в душевную сокровишницу художницы. Но несмотря на то, что покрывало снято, ее картины не стали от этого менее привлекательными и не утратили своих волшебных свойств!


Просмотры: 6967


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.