Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Что такое абстрактная живопись?

Евгения Мень «Яблоки и плоская ваза»
Холст, масло, 60 х 50, 2006
http://artsophia.ru/emen.htm


When is it possible to touch beloved objects? Coming really close to them is the answer… As close as possible!
Close-up means the possibility of touching. As a result of touching comes knowledge and possession.
Seeing an object from a distance does not give the possibility of touching it. Therefore it is impossible to know it and possess it. Technically, only close-ups allow us to see things from the shortest distance, or from no distance at all.

Ближе! Ближе! Как можно ближе к любимому предмету!
Так близко, чтобы можно было потрогать! Чтобы исчезло всякое расстояние!
А иначе невозможно никакое знание, никакое обладание предметом.

Примерно в таких словах художница говорит о написании абстрактной картины. Абстрактная она получается потому, что рисуется с нулевого расстояния, а не потому что на ней изображено то, чего в жизни нет.
Возьмите любую реалистическую картину – пейзаж, например. Вы с этюдником находитесь здесь, а ваши объекты: речка, кустики, облака - где-то там. Между вами есть расстояние, и с этого расстояния вы наблюдаете и изображаете объект. Так во всей реалистической живописи. Ничего не меняется, если вы берете другой, мистический или фантастический пейзаж, который невозможно увидеть в жизни. Он создается по тому же принципу, как и всякий реалистический пейзаж, то есть, как если бы вы это видели с какого-то расстояния со стороны.

Абстрактная картина – это что-то совершенно другое. «Черный квадрат» Малевича – это, извините, никакая не абстракция. Просто художник решил изобразить черный квадрат, вот и все. Он изобразил его подобно тому, как другой художник изображает горшок с цветами. Чего тут, скажите, нереального или абстрактного? Или вы никогда не видели в туалете квадратиков черной плитки? Зайдите, посмотрите и рисуйте ее, сколько хотите, только не называйте это абстракцией.
Живопись Кандинского – это тоже только наполовину абстракция, хотя он и был велик в своей попытке уйти от реалистического видения. Однако он тоже рисовал свои картины «с расстояния». Он отходил от холста на расстояние пяти метров и швырял в холст грязную тряпку, пропитанную свежей краской. Получалось что-то сверхабстрактное, нарочно не придумаешь, однако потом дописывал картину реалистическими элементами: ромбиками, кружочками, треугольниками.

Чтобы создать настоящую абстрактную картину, надо иметь сначала то, от чего абстрагироваться. Предмет в картине должен быть. Но только как его изобразить, чтобы между ним и вами не было никакого расстояния? Как преодолеть извечное противостояние, извечный дуализм субъекта и объекта?

Это вопрос не только живописи, это вопрос любого искусства, и литературы в том числе. Что значит: написать предмет с никакого расстояния?

В действительности, в реальной жизни нет никакого субъекта и объекта. Это все наши выдумки, наши представления. Есть только наше восприятие стола, есть восприятие чайника, восприятие яблока, восприятие человека и так далее. ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ РИСУЕТ НЕ ПРЕДМЕТ, А ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТА.
Мы воспринимаем предмет при помощи пяти внешних чувств (иногда больше, но это не важно), и вот это длящееся ощущение предмета при помощи внешних чувств мы и видим на абстрактной картине. Это и значит подойти к предмету как можно ближе. Когда ближе уже некуда, субъект и объект сливаются в одно, и мы имеем длящийся процесс восприятия, происходящий в наших органах чувств. Вот с этим-то и имеет дело художник-абстракционист. Предмет присутствует в абстрактной картине, но только как напоминание о том, что он был. Важен не предмет, не яблоко само, а то, что вокруг него, то есть, на какие процессы он разложен. На картине происходит медитативный мыслительный анализ процесса восприятия, это не произвольное нагромождение цветных линий и форм, это строгая аналитика, основывающаяся на нашем внутреннем ощущении.

Что означают эти темно-карие, почти черные углы, врезающиеся в плоскость холста?
Это ЗРЕНИЕ. Этим приемом пользовались еще импрессионисты, чтобы передать ощущение, что картина видится под определенным углом зрения. Вы можете посмотреть тысячи абстрактных картин, и везде вы будете находить эти углы, склеенные из отрезков прямых линий. Это зрение.

А что означают кривые линии?
Кстати, художники, как правило, избегают слишком замысловатых кривых линий. Чаще всего это короткие отрезки окружностей, своего рода дуги. Есть подозрение, что таким образом изображается СЛУХОВОЕ восприятие. Но причем здесь слух? – спросите вы, - ведь яблоко же не издает звуков, не кричит! Да, оно не издает звуков, не кричит и не пищит. Именно это и показывает художник при помощи своих кривых линий (образующих форму вазы) – что оно тихо лежит или всего лишь хрустит, когда его надкусывают. Линии всегда соответствующие.

Кстати, а почему яблок два? Две тени, две тарелочки, всего по два?
Это ясно как день. Число два имеет здесь символическое значение, оно как раз и указывает, что в данном случае мы имеем дело с процессом чувственного восприятия предмета. Два глаза, два уха, две руки для осязания, две ноздри и только язык один.

Вы заметили, что надкушено только одно яблоко? Это не просто надкушенное яблоко, но так изображено ЧУВСТВО ВКУСА.
Ну и как вам яблоко на вкус? Вы видите, что оно черное внутри? Черный цвет, он как бы всасывает душу, вам не оторваться от яблока из-за черного цвета. Оно очень и очень вкусное! Если бы оно было кислым или горьким, то художник изобразил бы это при помощи желтого или зеленого цвета, но от этого пострадала бы вся картина в целом, возникла бы дисгармония цвета. Такое яблоко нельзя допускать на картину. И коль скоро дисгармонии нет, значит, яблоко очень вкусное.

А как изображено на картине ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ?
При помощи белого цвета, который обволакивает предмет. Белый цвет – это сама душа, она нигде не изживает себя более интимно, чем как в запахах. Запах передается при помощи переливов белого цвета. И опять же, если бы в нем возник какой-нибудь желтый или зеленоватый оттенок, то это означало бы что-то ядовитое и отвратительное.

А что означают два розовых отпечатка, по форме адекватные самим яблокам? На первый взгляд, это самое загадочное на картине. Откуда они взялись?
Это наши тактильные ощущения, ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ – своего рода отпечатки пальцев, прикосновения к предмету нашего тела, которое само розового цвета. Их цвет передает также ОЩУЩЕНИЕ ТЕПЛА: теплое яблоко или холодное. Если бы яблоко было холодным или горячим, а не комнатной температуры, то отпечатки были бы другого цвета.

И, наконец, что означают на картине образования в виде осколков плитки?
Это символически изображен наш физический план, тот реальный физический пространственный объект, от которого надо было уйти. Его надо было разбить, абстрагироваться от него, чтобы придти к внутреннему душевному постижению картины. И выйти, благодаря этому, в душевный мир.

Очень долгое время в живописи считалось чем-то само собой разумеющимся и единственно верным изображать предмет лишь со стороны, с расстояния. Разложение предмета изнутри считалось, наоборот, чем-то противозаконным. Приблизиться к яблоку на нулевое расстояние, потрогать и ощутить его с внутренней стороны, разломить, приникнуть губами и съесть средствами живописи, считалось чем-то дерзким и кощунственным, словно речь шла о половом акте. Плод, который ты рисуешь, должен остаться неприкосновенным! Рисуй, но на предмет творчества не посягай! Лишь робкими, незаметными шагами, через постепенный отход от реалистической живописи, через кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, мистику, фантастику и прочее, современная живопись приближалась к истинной абстракции, к изображению предмета изнутри нашего восприятия. Это новое направление можно назвать предметной абстракцией.
Да вкусим же и мы от запретного плода!



Просмотры: 25228


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.