Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Нужна ли художнику голова?
Евгения Мень «Поклонница тенниса»
Холст/масло, смешанная техника, 60 х 60 см, 2006 г.
http://artsophia.ru/emen.html

Вы никогда не задумывались, для чего нужна голова?

С точки зрения физиологической она не такая уж обязательная часть тела, это своего рода надстройка над организмом, без которой в сущности, можно и обойтись. Ведь живут же черви без головы, и ничего! Весь остальной организм дышит, пульсирует и трудится, чтобы поставлять в голову питательные вещества, кислород, тепло, а сама голова ничего не производит. Обыкновенный паразитический орган! Правда, в ней находится очень тонкая и развитая центральная нервная система, так называемый головной мозг, однако для большей сохранности и безопасности мозг было бы лучше поместить в другом месте. Ведь голова так часто бьется при ударах и падениях, так часто ломается у человека шея, после чего приходится страдать всю жизнь! С точки зрения экономии места и ресурсов тоже непонятно: почему она так странно возвышается над всем организмом!?

С утилитарно-бытовой точки зрения, голова, конечно, незаменимый, наиглавнейший орган тела. Не говоря уже о внешних чувствах, которых в голове сосредоточено четыре из пяти (зрение, слух, обоняние и вкус),  в ней еще располагается жевательный аппарат – челюсти, зубы и система слюневыделения – эту жевательную машину просто невозможно было бы пристроить нигде в нижней части организма. Да, голова – это прежде всего челюсти, при помощи которых человеческое существо добывает себе пищу во внешнем мире! Все остальное в голове – это только вспомогательная пристройка – и мозг, и глаза, и уши, и нос –  ибо для них просто не нашлось более подходящего места. Вы знаете, что если человеку отрубить голову, то он больше не живет. Человек без головы – это бессмыслица. Без любой другой части тела он еще может как-то существовать – и без руки, и без ноги, и с искусственным сердцем, а вот без головы или с искусственной головой –  не может никак.

Правда, поэты иногда высказываются в том духе, что главный орган человека это все-таки не голова, а сердце. Именно в сердце, а не в голове сосредоточена способность человека чувствовать и любить. Без сердца он был бы сухим, чрезмерно рассудочным, жестоким и аморальным прагматиком, которого трудно было бы назвать человеком. Сердце – это центр человеческого существа, внутренний орган восприятия, неутомимый двигатель жизни, без которого человек немедленно умирает, тогда как без функций головы он, в принципе, может еще какое-то время существовать.
А ниже, не говоря о желудке, располагается еще один важный орган, который тоже претендует на право называться главным. Это сексуальный центр, так сказать, жало Скорпиона, вставленное в человеческое тело и не дающее ему покоя от тринадцати до семидесяти лет, своего рода антипод головы. Без него жизнь потеряла бы всякую привлекательность, смысл и красоту. Непонятно, что было бы с нашей цивилизацией, не будь в человеке этого скромного и спрятанного от посторонних глаз противовеса голове!

Вот и я не знаю: хорошо ли, что у человека есть голова?
Что по этому поводу думают художники?
Оказывается, роль головы с эстетической точки зрения, ОГРОМНА! Художники-портретисты реалистической направленности никогда этого не отрицали. Однако даже заядлые кубисты и абстракционисты, включая Казимира Малевича, который не признавал ничего, кроме «Черного квадрата», и те порой не могли изобразить безголового человека, не нарушив при этом самые фундаментальные законы живописи. Все дело в сферической форме головы. Голова – это ШАР, СФЕРА, КРУГ. Всякие прямые и полуизогнутые линии требуют, как дополнения, чего-то круглого. Если вы нарисовали прямую линию, то к ней извольте прилепить круг – иначе картина не будет смотреться, иначе вы нарушите некий коренной закон визуального искусства. Всякие квадраты, треугольники и прочие некруглые формы всегда надо перебивать круглыми.

Вы наглядно можете увидеть, как действует этот закон, если взглянете на картину «Поклонница тенниса». Видите, поклонница держит типа зеленой фанерины продолговатой прямоугольной формы? Видите, справа и слева по краям фанеры прямые линии? Если на картине есть прямые линии – это очень плохо. Их обязательно надо разбить, поместив по ходу прямой линии что-то круглое. Художница берет два теннисных мяча и размещает их по краям фанеры. КРУГЛОЕ РАЗБИВАЕТ ПРЯМОЕ. Теперь дело сделано, теперь фанера смотрится  и не мозолит глаза. Вы видите это как пример, что в центральной части своей картины художница демонстрирует первофеномен, объясняет принцип, на котором здесь все построено. Это ключ к пониманию всей картины.

Теперь вернемся к проблеме головы. Все остальное тело человека можно, если постараться, свести к прямым или слегка изогнутым линиям. Руки и ноги даже дети рисуют в виде отрезков прямых линий. И в этом своем полупрямом виде оно требует, обязательно требует какого-то круглого дополнения. Это и есть голова. Голова компенсирует прямолинейность остального тела. Линии шеи перебиваются полукругом подбородка. Вот для чего человеку нужна голова!
Однако и это еще не все. Во многих других отношениях голова также весьма ценная находка.
Во-первых, в прорисовке головы всегда присутствует резкий контраст света и тьмы, например там, где впадины глаз. Голова спасает картину, если надо добавить контраста.
Во-вторых, играет большую роль тонкая структура лица – глаза, волосы, нос, рот. Эта тонкая структура естественным образом добавляет в картину мелкие детали. Без них бывает очень трудно обойтись. В живописи действует принцип: где-то пусто, а где-то густо. Голова помогает избежать однообразия и одномасштабности благодаря мелким деталям лица.
В-третьих, круглая форма головы поддерживает другие круглые формы на картине, например, выпуклости груди.
Словом, голова в живописи это незаменимая штука. Изображая человека без головы, вы рискуете, что вас не поймут!

И все-таки художник-абстракционист Евгения Мень нашла замечательный выход из ситуации!  Она изобразила только нижнюю часть, только ноги и подол поклонницы тенниса, и дополнила эти резкие прямые и остроугольные формы множеством круглых теннисных мячей. Вот такое удивительное изобретение! Голову, оказывается, необязательно изображать. Достаточно изобразить рядом с ногами множество мелких шариков! Причем это не просто абстрактные кружки, это шарики! Шарики с отчетливо обозначенной сферической формой. В своей совокупности и тонкой структуре они заменяют голову.

Можно сказать, что это очередной абстракционистский трюк. Однако в нем глубокий смысл! От головы надо иногда отказываться и в повседневной жизни, надо иногда отрывать себя от интеллектуальной работы, от компьютера, чтобы размяться, занявшись, например, теннисом. И здесь это гениально передано, что да, можно отказаться от головы, от чрезмерной интеллектуализации, причем, без ущерба для композиции картины и человеческой гармонии. Поклонница тенниса, она перед вами – без верхней части, но вы видите, что с картиной все в порядке! Большой шар сверху от человека просто заменен на набор маленьких шаров снизу. Вот такое простое решение проблемы!

Если кому-то все-таки претит видеть лишь часть человека, без головы, то при желании он может увидеть на картине и голову. Хорошенько присмотритесь! Бледно розовое в нижней части картины это шея поклонницы тенниса. Видите? Впрочем, подбородок не такой круглый, но, как уже было сказано, теннисные шарики блястяще компенсируют отсутствие в человеке шарообразных деталей и круглых линий. Преимущество абстрактной картины в том, что каждый видит на ней, что он хочет. Ориентированный на низ видит ноги, а ориентированный на верх - голову! 



Просмотры: 4781


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.