Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Жизнь и смерть в одном сосуде
Евгения Мень «Вот что вышло из этой лейки!»
Холст, масло, 60 х 50, 2007


Австралия. Февраль. Невыносимая жара.
«Я курю только в саду, а потому - эта выгоревшая на солнце белая лейка весь день у меня перед глазами. Вообще, мне интересно придумывать картины про невзрачные ежедневные предметы, наподобие сказок Андерсена. Тем более, в феврале месяце у нас в Австралии такая невозможная жара, что только и мысли о воде». 
Концентрация на простом предмете, когда невозможно думать ни о чем другом, вводит художницу в творческое состояние. Все мысли только о лейке и о воде.
Творчеству предшествует концентрация. Это закон.
Концентрация бывает вынужденной (невозможно не думать о лейке) и намеренной, когда по собственной воле решаешь, что сейчас будешь думать только о лейке (т.е. о неком простом ежедневном предмете) и ни о чем другом.
В любом случае процессу творчества предшествует концентрация.

 - Но при чем здесь жизнь и смерть? – спросите вы. - Художница изобразила на картине обыкновенный предмет, вот и все. Она изобразила его в своей излюбленной абстрактной манере, взяв за объект первое, что попалось ей под руку. К чему эти разговоры о жизни и смерти, о якобы имеющейся в абстрактной картине смысловой эзотерической глубине? Неужели не понятно, что на картине есть только то, что в ней фактически есть? Только лейка и абстрактный фон. Все остальное - досужие выдумки критика!

Итак, при чем здесь жизнь и смерть?
Дело не только в том, что вода это жизнь, а без воды - смерть.
Дело в том, что всякая настоящая концентрация заканчивается решением глобальных загадок бытия, загадок жизни и смерти. Вы можете взять сколь угодно простой предмет, например: карандаш, скрепку или пустую бутылку, и начать напряженно думать об этом предмете, соединяя с ним все мысли, которые имеют к нему фактическое отношение, но в конце концов, вы всегда придете к глобальным загадкам и совершите, пусть маленькое, но открытие. И вот, когда в результате концентрации в голову начинают приходить вечные мысли и фундаментальные открытия, это и есть творчество.

Так и в случае с лейкой.
Художник-абстракционист начинает думать о своем излюбленном предмете и старается воплотить на холсте не только его внешнюю сторону, но и все свои мысли о нем. Из чего он сделан? На чем стоит? Для чего служит? Что с ним будет, если его разбить или сломать? Как он выглядит с обратной или внутренней стороны? И рано или поздно художник сделает какое-нибудь открытие.

Какое же открытие связано с данной картиной?
Для начала определим, чем так называемый художник-абстракционист отличается от художника-реалиста?
Художник-реалист ищет в предметах красоту, он восторгается божественным творением, его творчество это гимн Богу, и, в принципе, он всегда удовлетворен предметом своего творчества, удовлетворен его проявлением, внешней стороной изображаемого предмета, в которой для него заключается вся его сущность. Такой взгляд имеет право на жизнь. Если вам так нравится кувшин с водой, если вы не находите более прекрасного предмета – пожалуйста – ставьте перед собой кувшин и пишите картину.
А художник-абстракционист, получается, не удовлетворен предметом, не удовлетворен его внешней стороной. Он еще что-то ищет в самом простом предмете. Почему?

Потому что в процессе мыслительной концентрации на предмете он приходит к неразрешимым вопросам, к загадкам бытия.
В самом деле - пустая лейка и лейка с водой выглядят совершенно одинаково! Вода, налитая в лейку, никак не проявляется с внешней стороны. Она находится внутри, и даже не понятно, есть ли она там или нет? И вода ли внутри? Чтобы убедиться, вам надо подойти к лейке и вылить из нее то, что в ней есть. В жизни это возможно - но как быть художнику, изображающему на холсте лейку с водой? Вода, заключенная в лейке в эту невыносимую жару – это самое главное. И получается, что самое главное, самую привлекательную сущность лейки как раз и невозможно изобразить!
Теперь вы понимаете, что вопрос не высосан из пальца. В самом деле, как вы изобразите, будучи художником, что в непрозрачной лейке есть вода?

Итак, внешним образом, чисто зрительно невозможно определить:
1) Хранится ли что-нибудь в сосуде, или он пустой?
2) Находится ли перед нами живое одушевленное тело или это всего лишь труп, манекен?
3) Содержится ли в закрытой книге какой-нибудь текст, или перед нами всего лишь тетрадь в обложке с пустыми страницами?
4) Имеем ли мы перед собой живое или мертвое семя? Настоящий желудь, который может прорасти, или имитацию желудя?

Все эти вопросы сводятся к следующему: есть ли в предмете какая-то жизнь, или это пустой мертвый предмет? Чтобы ответить на этот вопрос, человеку надо что-нибудь сделать с предметом: понаблюдать за ним, вскрыть, заглянуть внутрь, посадить в землю. Так, попавшее в питательную почву семя дает росток, но само погибает. Открытая и прочитанная книга уже не содержит в себе загадки. Пролитая вода пролита. И недаром говорят, что загадка жизни человека разрешается в момент его смерти. Чтобы проверить предмет на наличии жизни, приходится его убивать.

Есть, правда, так называемые ясновидящие, люди, обладающие сверх-способностями. Своим внутренним зрением они могут определить, есть ли вода в непрозрачном сосуде, могут убедиться по ауре человека, что он не труп, могут узнать, о чем книга, не открывая ее, и могут отличить по тонкому свечению живое семя от мертвого.
Каким образом они это делают?
Они дают семени растения прорасти в своей душе. Они дают мысленно пролиться воде, дают человеку гипотетически прожить какое-то время и умереть, дают излиться в свою фантазию книжному содержанию, и т.д. Впрочем, это проделывает (но не так остро и в большинстве случаев бессознательно) любой человек, сталкивающийся с проблемой живого. Это происходит у него в считанные доли секунды, и он уже знает – живое!

Нечто похожее делает и художник. Он запечатлевает на холсте не сам предмет, а процесс, происходящий в душе в связи с вопросом: есть ли в лейке вода? Это своего рода процесс ясновидения. Чтобы проверить лейку на наличие воды, надо сперва вылить из нее воду. Именно это и проделывает художница Евгения Мень на картине «Вот что вышло из этой лейки!». Она изображает происходящий в душе процесс выливания воды. Это попытка ясновидчески определить, есть ли в лейке вода.

Передать на холсте, есть ли в лейке вода, можно попробовать и другими способами. Вы видите, например, что нижняя половина лейки окрашена в черный цвет. В начале же речь шла о белой выгоревшей на солнце лейке! Лейка в реальности белая! Художник может немного исказить реальность и закрасить половину лейки, занятую водой, в другой цвет. Однако зритель будет думать, что это естественный цвет лейки. Можно попробовать поиграть с фоном, внести в фон теплые, красные, и холодные, синии, пятна. Тогда, увидев в фоне голубые разводы, зритель получит восприятие эквивалентное тому, что в лейке есть вода. А может, и не получит...
Стало быть, самый верный способ - это изобразить происходящий внутри души процесс выливания воды. Так зритель вернее всего почувствует, что в лейке есть вода!

Каким образом мы догадались, что на картине изображен душевный процесс, а не реально выливающаяся из лейки вода?
Очень просто - лейка показана на картине не целиком. Она выходит за поле картины. Если бы на картине она была вся, тогда это была бы реалистическая опрокинутая лейка. А так - это душевный воображаемый процесс.

Итак, художник-абстракционист изображает не сам предмет, а то, что происходит в его душе, когда он переживает жизнь и смерть изображаемого предмета.




Просмотры: 6902


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.