Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Путешествие сознания

Маргарита Морсковатых "Лодка на берегу"
бумага, акварель, 21 х 25, 2007 г.
http://artnow.ru/ru/gallery/3/3547.html


Почему художники так часто изображают лодки?
Даже чаще, чем парусники. Лодка у берега. Лодка на берегу. Лодка на волнах. Лодка с людьми и без людей. Почему художники так любят этот сюжет?

Наверное, у них есть свои технические соображения.
Во-первых, берег без лодки выглядел бы слишком пустынным и бессодержательным. Однообразные размытые природные очертания требуют по композиции присутствия четкого угловатого предмета искусственного происхождения.
Во-вторых, зеленовато-синеватые тона моря или озера нуждаются в темно-красном пятне.
В-третьих, вертикальным деревьям необходимо противопоставить что-то горизонтальное. Дерево никогда не растет строго вертикально, ему всегда что-нибудь да мешает. Однако если бы ему ничего не мешало и если бы север, запад, восток и юг для него были совершенно безразличны, то в своем росте оно придерживалось бы строгой вертикали. Точно также лодка в своем движении по поверхности воды придерживается строгой горизонтали.

Рисовать лодку – большое искусство. Ее необходимо нарисовать так, чтобы она действительно покоилась на поверхности воды, а не имела крен в ту или в другую сторону, чтобы в любой момент она могла совершенно плавно начать свое горизонтальное путешествие. Конечно, можно нарисовать лодку с креном, как и дерево растущим под углом к поверхности земли, но эстетическое чувство пространства запрещает художнику вытворять подобные вещи.

Нарисовать лодку – означает усилить свойства воды, прежде всего ее текучесть и способность образовывать горизонтальную поверхность. Этим приемом пользуются художники. Стоит нарисовать лодку – и зрителю сразу становится ясно, что под лодкой вода, а не трава и не снежный сугроб , особенно, если в воде он видит ее отражение. Лодка, таким образом, формирует пространство и субстанцию воды, вода становится водой, отличной по субстанции от асфальта и тумана. Более того, лодка подчеркивает, что главное на картине это водная стихия.

И что из этого следует? Имеет ли лодка только тот смыл, что при помощи ее художник умеет более реалистично изображать воду?
Нет, конечно нет.

Возьмите еще раз противоположность лодки и дерева. Дерево неподвижно привязано корнями к земле, из корней поднимается ствол, из ствола ветви, потом более тонкие веточки, потом листочки… Что еще может подобно дереву, имея свой корень в почве, создавать из одной причины сначала одно следствие, потом другое и третье? Это ЛОГИКА. Человеческое логическое мышление. Оно связано с вертикальной тенденцией. Дерево олицетворяет обычную логику, пусть не всегда правильную и гибкую, иногда даже очень корявую, но логику, умозаключения, то есть, логическую способность мышления.

А лодка – это ФАНТАЗИЯ. Способность мышления к фантазии не имеет никакой жесткой силовой вертикальной направленности. В отличие от логики фантазия может произвольно двигаться в любом направлении, она может как бы свободно, непредсказуемо скользить. Один фантастический образ не связан жестко ни со вторым, ни с третьи. Образы словно перетекают один в другой, и каждый образ это такое же начало, как предыдущий. Конечно, требуется некоторое усилие, чтобы привести лодку в движение и изменить ее курс. Однако ничто не запрещает гребцу свободно выбирать любое направление движения. Он может абсолютно свободно двигаться в море образов фантазии, без всякого внутреннего принуждения присоединяя к одному образу второй и третий. В этом состоит особенность фантазии и художественного творчества в противоположность логическому мышлению, которое всегда принуждает нас к одним и тем же выводам.

Поэтому художники так любят рисовать лодки. Для них лодка это символ путешествия сознания. Чаще всего эта лодка привязана у берега, потому что никому не дано сознательно наблюдать за работой фантазии в то время, когда фантазируешь. С другой стороны, невозможно забыть чувства, что ты творишь. И это чувство равносильно тому, как если бы ты плыл в лодке.

Вы никогда не замечали, как по-разному мы мыслим в то время, когда ходим по берегу, и в то время, когда сели в лодку и оттолкнулись от берега? С этого момента начинается путешествие сознания, мы отдыхаем тогда от логического мышления. Понаблюдайте, насколько это возможно, за своим мышлением, и вы заметите, что весь строй мышления тогда другой. Наверное, поэтому дети так любят кататься в лодке.

И вам никогда не приходило в голову, что способность фантазии у человека напрямую связана с тем, катался он в жизни на лодке или нет?
Просто невозможно представить себе творческого человека, который ни разу не управлял лодкой! Сравните только необъятную литературную фантазию таких людей, как Джек Лондон и Эрнст Хемингуэй, чья жизнь неразрывно была связана с морем, с достаточно рассудочной поэзией такой личности, как Пушкин, который, по всей видимости, никогда не плавал по морю.
Впрочем, наверное, и он катался на лодках по Царскосельским прудам!




Просмотры: 3875


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.