Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Она еще не родилась
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Неразрушаемая связь.

О.Э.Мандельштам.

Речь идет о внутренней, неслышимой музыке или музыке сфер. Эту музыку слышали все великие композиторы классического периода, ее слышат талантливые музыканты перед исполнением, о ней картина Натальи Гращенковой «Застывшая Музыка».




Наталья Гращенкова "Застывшая музыка"
холст/масло, 40 х 60 см, 2008 г.

"Закрыта от мира и похожа на статую. Загнала боль в себя. Как из металлических конструкций. Сосредоточена на том, что происходит у нее внутри и пытается поймать это. Она уже готова выразить, но струн нет. И нет понимания, что струны отсутствуют. Но она сможет сыграть. Одно неимоверное усилие и зазвучит музыка."(Курсив НГ)

Интересно, как она сможет сыграть на скрипке без струн?
Или она сама металлическая как струна?
По-видимому, исполнительница настолько погружена в себя и сосредоточена на звучащей внутри музыке, что до струн ей нет дела. Просто ее задача сейчас – привести душу в такое состояние, когда внутренняя музыка может в ней зазвучать. Наверное, по своему опыту она знает, что если встать перед невидимой публикой, взять в руку смычок и занести его над скрипкой, словно собираясь ударить по струнам, то что-то внутри тебя срабатывает, и таинственным образом рождается музыка. То есть, она ловит самый момент рождения внутренней музыки, и ей сейчас все равно, услышат ее или нет.
 
Однако оставим в покое исполнительницу, у которой нет понимания, что струны для музыки необходимы, и подойдем к картине со стороны художницы, которая прекрасно понимает, в чем тут дело, и которая ставит перед зрителем своего рода загадку. Ведь не могла же создательница картины «Застывшая музыка» просто так, случайно изобразить инструмент без струн! Значит, чем-то они ей помешали, и что-то заставило ее ввести в картину эту парадоксальную деталь. Как Вы думаете, что?

Представьте себя на месте художницы. Представьте, что вы почти закончили картину, на которой изобразили серьезную скрипачку, держащую в руках инструмент, что вы делаете последние мазки… И вдруг, в последний момент вы сознаете, что струны здесь лишние, что если оставить скрипку со струнами, то это будет совершенно не то! Чувствуете, каким гибким мышлением должен обладать художник? Какая необходима фантазии, чтобы отойти от привычных реалий и придумать ИГРУ НА СКРИПКЕ БЕЗ СТРУН! Это не каждому дано!

Почему же, если изобразить нормальную скрипку со струнами, то это будет не так? Ответив на этот вопрос, мы проникли бы в тайну художественного творчества. Почему же плохо оставить скрипку, как она есть? Почему для художественного восприятия струны лучше убрать?

Ответов на вопрос может быть несколько.
Во-первых, на ум приходит следующее сравнение: Ведь и девушку на пляже художник изображает предпочтительно без купальника. В живописи как-то не принято изображать женское тело с лифчиком и трусиками – это было бы не эстетично, ведь живопись это не фотография, в живописи должна быть натура. Ей претит все искусственное, все техническое. Каждая вещь должна быть написана в ее естественном, первозданном виде. Правда, функционально скрипка без струн это совсем не то, что женщина без одежды. В другой раз художник нарисует скрипку со струнами, и все будет в порядке. Идем дальше.

Во-вторых, струны или другой технический элемент могут плохо гармонировать с основными линиями и пятнами на картине, создавать в ней не выгодный для общего восприятия контраст.  Быть может, художница избегает тонких прямых линий? Однако представим себе сей недостающий элемент на его законном месте, и мы быстро убедимся, что струны вряд ли испортят художественное впечатление от картины. Значит, дело не в этом.

В-третьих, художники часто вводят на своих картинах элемент странности, чтобы, так сказать, приковать к нему внимание зрителя. С точки зрения визиализма (духовного видения) живопись должна изображать странность бытия, подчеркивая тем самым отличие художественного видения от обычного зрительного восприятия действительности. Это уже ближе, хотя надо сказать, что элемент странности вводится ненавязчиво, тогда как наша скрипка без струн это слишком уж странно.

Остается признать, что это не прием, и не способ задержать внимание зрителя на картине, и не прихоть художника, а индивидуальная идея картины. Еще раз вспомним строчки того же Мандельштама:

Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревесности кружилися листы…?

Шепот без губ. Музыка без инструмента. Мы привыкли в нашем мире, что струна издает звук, что струна первична, а звук вторичен. Однако музыка это не простой звук. С музыкой обстоит все наоборот. Сначала была музыка, а потом появился инструмент, способный  эту вечную музыку воспроизвести. Исторически музыка первична, а струны и прочие способные звучать приспособления вторичны. Струны не могут предшествовать рождению музыки – вот что хотела сказать художница. Сначала рождается музыка, а потом появятся струны. Скрипку изобрели, потому что были люди, которые слышали музыку сфер и искали инструмент, на котором ее можно сыграть. Не скрипка создает музыку, а музыка скрипку.

В нашей цепочке, музыка – музыкант – инструмент, музыка идет на первом месте. Сначала есть только она. Из музыки, из созвучия сфер, по музыкальным законам мироздания создается человек. Человек сотворен из музыки. Музыка преобразует человека. И лишь потому, что он был сотворен из музыки, он может потом ее слышать. Слушая музыку и подбирая на слух длины и толщину струн, человек изобретает затем музыкальный инструмент. Вот этот вселенский процесс и представлен на картине. Струны это самый последний элемент в цепочке творения, и их еще не может быть на картине, они еще не родились.

Итак, струн нет. Но вы можете видеть, что на картине также еще нет человека. Ведь, что изображено на картине? Часть головы, часть руки, часть скрипки, часть груди. И даже пальцы другой руки не попали полностью в поле картины! Все изображено только частично, ничего целого нет. Вы думаете, это случайно? Нет, не случайно. Это специальный художественный прием, призванный в данном случае показать что не человек предмет картины, а внутренняя музыка. Человека здесь нет. Если чуть раздвинуть рамки картины и изобразить женщину чуть более цельно, то что тогда будет? Тогда на картине будет только женщина (или ее голова, или ее руки), она будет присутствовать на картине, но не будет никакой музыки. Любая целая вещественная деталь разрушила бы художественную идею - представить невидимое.

Вот таким интересным способом, часто совершенно об этом не подозревая, художники запечатлевают на своих картинах фундаментальные законы Вселенной. Это называется интуицией, когда художник вдруг решает удалить из общей ткани действительности какую-нибудь ее часть, чтобы таким образом проявить то духовное, которое скрыто от внешнего взгляда, и о котором поэт сказал:

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Неразрушаемая связь.






Просмотры: 6933


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.