Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Медитация над рыбами
Назим Гаджиев "2"
холст/масло 61см x 90см 2004 г.
http://artsophia.ru/nazim_sale.html

Трудно сразу оценить красоту представленной картины, если не разобраться с тем, что на ней изображено. В первом приближении, можно сказать, что на картине мы видим двух рыб. Однако эти рыбы не совсем обычные рыбы. Их расположение друг по отношению другу (маленькая на фоне большой, когда хвост маленькой образует жабры большой), их четкая горизонталь, отделяющая черное от белого, ясно указывают на некий символический смысл. Фактически, здесь мы имеем дело не с рыбами, а с неким медитативным представлением.

Медитативные представления используются, чтобы над ними медитировать, то есть, чтобы погружаться душой в эти мыслительные представления и, таким образом, через укрепление силы мысли при переживании одного и того же мыслительного представления выходить из пространственного чувственного мира в мир духовный сверхчувственный. Часто можно слышать, что медитация это очень просто: нужно только сесть в удобную позу, расслабить тело и сосредоточиться исключительно на одном представлении, только на одной мысли, например, мысли о рыбах.

Однако сосредоточение на простой мысли о рыбах оказывается для многих камнем преткновения. Если приступать к предмету медитации так же, как к обычному пространственному предмету, который можно разглядывать глазами, трогать руками, исследовать, что у него внутри, то скорей всего у нас ничего не получится. Мы быстро выпустим объект из виду, и на его место придут совсем другие мысли, например, мысль о том, что надо, чёрт возьми, сосредоточиться и думать, наконец, о рыбах, пока еще есть время до конца медитации. Разумеется, это уже не медитация.

В обычной жизни мышление играет чисто пассивную роль. Оно дает возможность чувственным впечатлениям воздействовать на себя, с этими чувственными впечатлениями связываются прочие представления, взятые из нашей памяти, которые на поверку оказываются опять же видоизмененными чувственными впечатлениями. Чувственный мир постоянно вторгается в наше мышление, которое лишь пассивно следует за процессами, разыгрывающимися во внешнем мире. Если с этим мышлением, которое так рабски предано внешнему миру, мы начинаем медитировать, то не удивительно, что у нас ничего не получается.

Поэтому, прежде чем медитировать, надо ПОСТРОИТЬ медитативное представление, чтобы во время медитации наш ум не искал судорожно смысл во взятом объекте медитации, а полностью уходил в это предварительно построенное представление. Не годится, если это представление будет почерпнуто из воспоминания, ибо мы не можем тогда быть уверенными в действительной активности нашей медитации. Представление должно быть построено всецело из внутреннего существа души. Получить такое представление, к которому не примешиваются никакие прошлые впечатления из внешнего мира, можно одним из трех способов.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ. Можно самому построить такое медитативное представление.

Например:
Будем исходить из человека.
Символически человека можно представить в виде креста* - ноги, живот, грудь и голова образуют вертикальную составляющую креста, а расставленные в стороны руки – горизонтальную.
Вертикаль символизирует родство человека с растением; человек всю жизнь стремится к росту, но не к вертикальному, как растение, а к духовному.
Горизонталь символизирует животное, которое может свободно перемещаться в горизонтальном направлении; когда человек очищает себя от животных страстей, он обретает свободу.
Таким образом, крест является символом свободного духовно развитого человека. Это все вполне понятные, взятые из внутреннего существа души представления.
Теперь пойдем дальше.
Что если из человеческого креста убрать горизонтальную перекладину и оставить одну вертикаль? Тогда получится растение, например, дерево.
Что если, наоборот, убрать из человека вертикаль и оставить только горизонтальную перекладину? Тогда получится животное – собака или корова.
Что если горизонтальную перекладину мы дальше разломаем попалам на правую и левую части? Тогда мы получим двух рыб. Вот почему на картине изображаются ДВЕ рыбы! Рыбы – это модифицированные руки человека. Рыбий хвост –это кисть человеческой руки, верхний плавник – это большой палец. Когда двух рыб изображают одну на фоне другой, то это как сложенные вместе ладони. Черный цвет рыбьей спины - это внешняя сторона ладони, белый цвет брюха – ее внутренняя сторона. Голова рыбы смотрит в красное, в то, что осталось от человека, когда от него отсоединили руки-рыбы. Это красное поэтому перешло в фон. А два нижних плавника у маленькой рыбы – это то, что осталось от вертикали.
Вот мы построили медитативное представление.

Пусть оно вышло довольно парадоксальным и не имеющим ничего общего с опытом! Это не страшно. Важно, что к такому построенному из чистого мышления представлению не примешались никакие чувственные впечатления, воспоминания, ничего, что может помешать активной медитации.
Художник на своих картинах, по сути, описывает такие самостоятельно построенные медитативные представления. Таковы, например, медитации Алексея Явленского.
Очевидно, что полученное представление для вашей медитации уже не годиться. Его может использовать лишь тот, кто сам его построил. Если вы так хотите медитировать, то придется вам стать художником! Потому что то, что сейчас было описано, это есть путь художника

ВТОРОЙ СПОСОБ. Можно получить материал для медитации у знающего человека, у учителя, который расскажет вам, как придти к медитативному представлению. В этом случае есть опасность оказаться в духовной зависимости от учителя, если все время спрашивать у него: «А что мне с этим делать дальше?» Однако если с момента получения медитации от учителя, смело и самостоятельно предпринимать собственные мыслительные шаги, то этот способ тоже окажется приемлемым.

ТРЕТИЙ СПОСОБ. Можно взять наугад любую картину любого достаточно уважаемого вами художника, взять ее за материал для медитации и попытаться построить к ней медитативное представление, как это сейчас только что было проделано мной в отношении картины Назима Гаджиева «2». Это путь критика. При этом не имеет значения, что построенное вами медитативное представление сам художник, может быть, никогда не производил. Важно то, что мы пришли к этому представлению совершенно свободно и самостоятельно. Картина дала нам только повод. И в этом есть свой сокровенный смысл, что каждое современное произведение живописи можно рассматривать как повод для построения активных мыслительных представлений. Современная живопись освобождает заложенные в мышлении человека силы. Через живопись наше мышление становится сильным, активным и независимым от старых трафаретов и привычек, которые навязывают ему многообразные впечатления внешнего чувственного мира.

Живопись - это повод для активного мышления. Вся ценность картины заключается в том, что мы можем над ней медитативно думать. Картины отличаются друг от друга не только ценой, а еще и тем, что некоторые из них дают импульс для свободного и активного мышления. Именно на это их свойство и указывает КРАСОТА.



Просмотры: 8523


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.