Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Планетарный гороскоп художника или семь собак против одного кота
Назим Гаджиев «Восемь»
Холст/масло, 60 см х 80 см, 2003 год
http://artsophia.ru/nazim_sale.html

Почему картина называется восемь?
Потому что семь собак и один кот.
Однако почему семь собак? Что хотел сказать художник этими странными квадратными собаками, которые к тому же окрашены как коровы?
Потому что так ему захотелось. Потому что оригинально, забавно, потому что можно подумать о неком глубоком смысле, скрытом в картине. Потому что это красиво, в конце концов.

Итак, художник написал эту картину просто так, от богатой фантазии. В один прекрасный момент ему пришло на ум нарисовать квадратную собаку с глупейшей физиономией, а где одна собака, там и вторая, и третья, и седьмая. А где собаки, там по идее и кот. Затем все помещается на один холст, варьируются пропорции и размеры, подбирается подходящая расцветка, создается произвольный фон - и картина готова. Не надо искать в ней никакого дополнительного смысла.

 Возможно, в картине действительно нет никакого смысла. Есть просто семь не вполне нормальных собак и один не вполне нормальный полутигр-полукот, поражающий наше воображение своим синим глазом. И больше ничего. Картина как картина, особого мастерства и гениальности для ее создания, как видно, не требуется… Однако согласитесь, что что-то в ней есть! Эти полусобаки и полукот словно пробуравливают вас взглядом. Они увидели перед собой человека. Кот глядит на вас с характерным кошачьим испугом, он готов зашипеть и удрать. Собаки же смотрят с удивлением и растерянностью, в первый момент они еще не знают: то ли дать вам дорогу, то ли облаять.

Все восемь смотрят прямо в душу, и это придает картине особую таинственность. Животные просматривают вас насквозь, и каждое существо видит что-то свое. Если вы поймете, что именно, то будете магом, волшебником или мастером, который владеет ключом от потайной дверцы. Редкая картина обладает таким свойством, но именно потому и ценятся настоящие произведения искусства, что при их помощи можно открывать тайны собственного существа, читать в своей собственной душе. Может, поэтому и покупают картины? Стоит отгадать, что значат эти собаки, и вы - царь, господин своей судьбы, собственник миллионного богатства! Причем, ваша отгадка не зависит от того, что загадал художник, вкладывал ли он в свое произведение тот же самый смысл, что и вы. Ваш смысл и есть то, что как объективная тайна, содержится в картине.

Попытаемся и мы разгадать, что же стоит за этим на первый взгляд очень простым сюжетом. Для этого нам придется ознакомиться с другими произведениями художника. Мы увидим, что мотив квадратной собаки время от времени повторяется в его живописи. Очевидно, что «собаки» здорово «достали» автора, и далеко неспроста он возвращается к ним в своем творчестве. Мы увидим также и то, что картина написана в 2003 году, после чего начался новый очень плодотворный период в творчестве художника. Он словно вступил на новый этап и перешел через некий порог, который собственно и охраняли эти собаки.

Итак, что такое собака? Собака -  это животное, функция которого охранять. Помните трех собак, одна другой больше, с огромными выпученными глазами,  из сказки «Огниво»? Здесь их, правда, не три, а семь. Но все равно они что-то охраняют, и не совсем легко пройти мимо них. Там, за собаками, виднеется что-то типа занавеса или полога, прикрывающего вход туда, куда вам надо проникнуть. Собаки надежно охраняют этот вход. 

К тому же собаки похожи на коров. Значит, они не только охраняют, но и предназначены для доения. Что же это, что, с одной стороны, не дает вам войти, а с другой, позволяет вам питаться его молоком?  Речь идет, в общем, о препятствиях к истиной духовной жизни. С одной стороны, препятствие загораживает вам путь к истинной жизни, а с другой стороны, этим препятствием вы питаетесь и думаете, что это и есть настоящая жизнь.

Сейчас мы говорим и художниках и художественном творчестве. Чтобы стать настоящим художником, мастером или магистром живописи, человек должен пройти через СЕМЬ ПРЕПЯТСТВИЙ.
Какие же это препятствия?
Как правило, ключ к разгадке картины лежит в самой картине. И теперь самое время обратить внимание на кота. Кот лежит в самом низу, на подступах к собакам; очевидно, он и есть тот ключ.
Что же представляет из себя кот? Кот – это своенравное животное, в своем поведении он руководствуется настроением. Собака просто служит, а кот делает все в зависимости от настроения. Кот, который гуляет сам по себе, - это художник, который пишет исходя из своего настроения. У одного художника один настрой, у другого другой, у третьего третий. Тот или иной настрой является мотивом творчества, тем, что изначально заставляет вас взяться за кисть. Следовательно, речь едет о семи настроениях в художественном творчестве. И эти семь настроений одновременно являются препятствиями, которые не допускают вас до истинного творчества. Эти семь настроений надо раскусить и преодолеть, иначе вы не найдете ИДЕЮ живописи и не станете настоящим мастером. Вот, что хочет сказать картина.

Семь настроений творчества принято отождествлять с семью планетами. Каждая планета дает художнику свое особое настроение, которое затем проходит красной нитью, через все его творчество. Итак, вот эти семь настроений и семь инспирирующих их планет:

1. Луна навевает настроение сказочности - это первое, чего следует избегать художнику. Так рисуют совсем маленькие дети, когда переносят сказочные образы из своего представления на бумагу, когда они, например, рисуют Ивана-царевича, скачущего на Сером Волке. Если художник впадает в сказочность и изображает всяких красных шапочек, гномиков, карликов, принцев и принцесс, то это уже не живопись. Иллюстраторы детских книжек здорово зарабатывают на этом, но для настоящего художника желание писать ангелов и прочих сказочных существ является препятствием. Он должен бросить кость первой маленькой собаке, и пройти дальше.
Очевидно, что собаки на нашей картине являются ничем иным, как карикатурой сказочности.

2. От Меркурия идет то, что можно назвать живописью цветом – это второе искушение художника. Живопись цветом хороша для упражнений в школьном возрасте, когда ученики учатся работать с цветом. Однако этим занимаются и взрослые художники в расчете на падкую на цветастые картинки неразборчивую публику. Цветовые сочетания на картинах могут получаться очень эффектными; останавливает же зрителя их бессодержательность, отсутствие деталей, своеобразная наивность, сплошные переливы цвета и ничего больше. Это, скорее, арттерапия, а не живопись.
Есть ли на картине «Восемь» тому пример? Да, конечно, - там, где на заднем плане красными, зелеными и синими полосами выведен занавес.

3. Третье препятствие - это изображение предмета страсти. Оно исходит от Венеры. Чаще всего это проявляется в рисовании обнаженной натуры, но это могут быть и ветки сирени, и бокалы с вином и драгоценные предметы, то есть, все, к чему пристрастен художник. Живопись Венеры шире всего представлена в портрете, там где по прихоти художника предмет чаще всего подвергается идеализации. Однако пристрастие к предмету может быть разного рода: например, кровь, раны на теле, отрезанные конечности и прочие ужасы. Это не живопись, когда художника влечет неравнодушие к изображаемому предмету.

4. Четвертый настрой, или натурализм, берет свое начало от Солнца. Натуралист склонен изображать все, как есть, не задумываясь, имеют ли те или иные детали значение, или нет. Как и всякий другой настрой, натурализм является большим стимулом для творчества, и при помощи него можно многому научиться. Однако настроение натурализма является определенным препятствием для развития художника.  Характерно для четвертого настроя, как и для предыдущих трех, что художник изображает лишь внешнее. Натурализм имеет свои границы, и выйти за пределы этих границ является важнейшей задачей художника.

5. Пятый духовный настрой происходит от Марса, его можно назвать волюнтаризмом. При нем художник творит, как правило, бессознательно, исходя из своих внутренних основ. Для этого настроя характерны хаотические, спонтанные картины, спутанные линии, бесформенные массы, в которых творец якобы воплощает свою неповторимую индивидуальность. Единственный критерий для художника здесь – я так хочу. Утверждается, что подобные картины несут какую-то энергетику, являются целительными и т.п., однако чаще всего эта энергетика является негативной. Иногда этот стиль ошибочно называют абстракционизмом, хотя на самом деле бессознательное нанесение краски на холст, это не абстракционизм, и даже не живопись.
На данной картине этот настрой проиллюстрирован причудливыми коричневыми пятнами на спинах собак.

6. Юпитер дает художнику, можно сказать, противоположный настрой – логику. Художник наносит теперь на холст свои логические построения. Все формы, предметы и прочие элементы картины берутся им исключительно из головы. Пересекающиеся плоскости и углы, выведенные узоры, регулярно усеянные цветными точками поверхности, треугольнички и квадратики. Все эти хитрые выдумки часто кажутся самому создателю супергениальными, хотя на самом деле их трудно назвать живописью. Именно из такого логического настроя возник «Черный квадрат» Малевича.
Каким образом логический настрой представлен на картине «Восемь»? Очевидно – самими квадратными собаками и геометрическими формами в левой части картины.

7. Седьмой настрой, который происходит от Сатурна, сродни воспоминанию.  Художник стремится передать на картине свой собственный жизненный опыт. Часто это фундаментальные полотна с множеством сюжетов и вещей. Вещи оказываются часто поломанными и нагроможденными друг на друга, картины богаты атрибутикой, там и тут появляются разные символы, слова, фразы, при помощи которых автор хочет рассказать о своей эпохе, своем мировоззрении, своем отношении к тому или к этому. В литературе этому настрою соответствуют мемуары, а в живописи мы имеем дело с грандиозными глубокомысленными полотнами, которые мы по ошибке называем великими, но часто именно они пылятся в запасниках. К этому живописному настрою можно отнести и авангард.

Вот такие собаки поджидают художника у входа в храм живописи.
Что же надо делать, чтобы преодолеть в себе эти псевдоживописные настроения?
Это ясно из самой картины. Вы видите, что собаки изображены не одна возле другой, а одна на другой. То есть, они частично наложены друг на друга. Это значит, что один настрой преодолевается при помощи другого. Так что продукт творения оказывается результатом наложения как минимум двух настроений.

Настроение Луны, выраженное в сказочности, преодолевается при помощи настроения Меркурия (цветовой живописи), в результате получается стиль фовизма или наивного искусства, который уже имеет право на существование.

Настроение Меркурия и Венеры вместе дают экспрессионизм.

Натурализм Солнца в сочетании со страстностью Венеры дает добротную реалистическую сюжетную живопись. Как, например, у Эдварда Мунка.

Волюнтаризм Марса в сочетании с натурализмом Солнца дает импрессионизм.

Логизм Юпитера, преодолевший волюнтаризм Марса, есть ничто иное как настоящий (предметный) абстракционизм.

Настроение воспоминания Сатурна вместе со стройной логикой Юпитера может дать такой стиль как сюрреализм.

Наверное, истинный художественный стиль 21-го века еще не открыт. Тогда кроме кота и семи собак мы получим что-то девятое.




Просмотры: 7512


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.