Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Различаете ли вы художника и человека? Интервью у Сергея Опульса.

Опульс (Павлов С.А.) «Рокококирха-Мария Герн. Ранние маки»
(2004, холст, масло, 40 x 50 см)


Вопрос: Различаете ли вы художника и человека?

Ответ: Этому я научился недавно, важно именно различать профессионала и личность, порядочность. Раньше я думал, что если художник супергениальный, то и человек хороший, но это оказалось далеко не так.

Вопрос: Как Вы стали художником? Когда окончательно решили, что пойдете этим путем?

Ответ: С детства. Я занимался в республиканском Доме пионеров, видел, как большие мастера, тогда они были студентами художественного института, писали картины, и я завидовал их мастерству, и мне хотелось написать еще лучше. С 1974 года я ходил в кружок рисования при Доме пионеров, в первый раз меня туда привел папа.

Вопрос: Занимались ли Вы чем-нибудь еще кроме живописи? Как это занятие повлияло на ваше творчество?

Ответ: Да, я учился в школе при Туркестанском военном округе для детей офицеров. Там много времени уделялось военной подготовке: полоса препятствий, стрельбище, строевая, огневая подготовке, которую я хорошо изучил. Это похоже на суворовское училище, разница только в том, что после занятий учащиеся шли домой, а не в казармы. Но программа была та же. В училище мы готовились также в горах, для горной пехоты, я начал там заниматься альпинизмом. Многие ребята поступали потом в горно-пехотное общевойсковое училище. В училище я много рисовал боевые листки, стенгазеты… В результате я стал более дисциплинированным, собранным, занимался в бассейне СКА каждое утро. Искусство и спорт – это звенья одной цепи. Для того, чтобы заниматься искусством, нужно иметь большую физическую силу, что в скульптуре, что в живописи.

Вопрос: Какие учителя, события, страны, встречи оставили след в вашей творческой биографии?

Ответ: Я был знаком со Свиньиным, закончившим Мухинское училище. В Средней Азии он ставил памятники, он входит в ряд лучших художников двадцатого века. Мне очень нравится творчество Евгения Вучетича, его скульптура Родина-Мать смотрится с любого поворота по-разному, с любого ракурса она красива, образна. У него орудием немцев – тевтонским мечом были поражены фашисты. Его скульптура размером с небоскреб – самая большая в мире – 110 метров – она поражает своими масштабами и разгоном. Мне очень нравится искусство Германии, через германское искусство выросла русская академическая школа. Профессора дюссельдорфской школы, немецкое искусство печатной графики оказали большее влияние на русское искусство.

Вопрос: Что больше всего помогает/мешает Вам в творчестве? И как Вы преодолели или собираетесь преодолеть эти препятствия?

Ответ: Очень помогает РПЦ – Русская православная церковь, дает молитвенное состояние. Та же молитва происходит и в живописи. В картине – та же литургия, только выраженная цветом. Особенно это чувствуется, когда пишешь какие-то темы религиозного порядка. Еще помогает в творчестве любимый человек, который с тобой делит одно пространство. Лучше даже сказать – вдохновляет, это – Муза, вдохновительница. Мешает творчеству, сильно отвлекает только психологический фактор, выяснение отношений с родней, например. Слава Богу, в моей жизни наступил новый период, после святого венчания я вижу и чувствую радость жизни, то, чего у меня никогда не было. Это радость человеческой теплоты, участия.

Вопрос: Какие сюжеты изображаете Вы на своих картинах?

Ответ: То, что меня волнует, то, что близко мне по восприятию мира. То, что мне небезразлично. По поводу чего я хочу высказаться языком живописи, то я изображаю на своих картинах. Мне кажется, это знаки, которые указывают на определенную тему, как я ее понимаю. Есть художники, которые уделяют большое внимание салонной живописи и забывают, что в искусстве нужно проявлять себя, показывать свое мнение, по-своему трактовать и изображать действительность. Люди стали прислугой имущего класса в своей живописи, тратятся на проверенные мотивы – хиты, которые хорошо продаются. Но за хитами – пустота. Еще хуже, когда в качестве продающихся мотивов используются списки с хитов прошлого. Сюжеты творчества – это, прежде всего, восток. Там я провел большую часть жизни, там родился и вырос. Лучшие года жизни человека – детство, я провел на Востоке. Марина, морской мотив – идет от отца. Море для отца – непостижимая стихия, отец занимался морем профессионально, в качестве военного офицера. Я всегда хотел жить в городе у моря, пусть у холодного моря, рядом с живой стихией, где живые организмы, рыбы, чайки… Эта природа самого широкого формата, можно заниматься одним морем всю жизнь.


Опульс (Павлов С.А.) «Порт Кенингсберга»
(2006, холст, масло, 75 x 45 см)


Вопрос: Какой предпочитаете стиль или жанр?

Ответ: Мне очень нравится академическая школа, та школа, которая была создана, сформирована, собрана русскими передвижниками. Их было 13, тех, кто бросили академию, не стали писать дипломную работу на евангельский сюжет, библейский. Среди них был Крамской. Мне он нравится тем, что писал те сюжеты, которые он считал выражением времени. Он писал те сюжеты, которые его волновали, будоражили. Мой любимый стиль в живописи – академический, русская академическая школа начала века. Что касается абстракта , то можно сравнить его с музыкой определенного жанра. Вот, например, в музыке есть симфония, джаз, рок. Абстракт – это джаз, такая музыка мне не близка, это сборная солянка, от нее можно устать… Также и от абстракта. И джаз, и абстракт возникли в двадцатом веке. Музыка и живопись здесь как звенья одной цепи – если ты любишь джаз, значит, любишь абстракт.

Вопрос: Что Вам лучше удается?

Ответ: Мне лучше всего удается, когда я пишу с натуры. То есть напрямую, ставлю этюдник, ставлю холст и просто пишу – пишу натурные вещи очень быстро и очень хорошо. Но я стараюсь идти не по пути наименьшего сопротивления, а наибольшего. Не списывать с натуры, а создать свою сказку. Пленэр освежает, но им можно и взахлеб напиться, многие галереи заполонены пленэром, но это недописанные вещи, картинки. Картина с большой буквы – это не пленэр, а много больше. Например, картину «Явление Христа народу» Иванов писал в течение 30 лет, создал для нее более 400 этюдов. Или другой пример, Васнецов тоже писал для картины «Три богатыря» множество этюдов – каждый лепесточек, цветочек, копытце… Это были этюды для картины, со множества которых была написана одна картина. Или пример Сурикова, который для картины «Утро стрелецкой казни» написал портреты 40 человек – этюды для картины. Их он собрал потом в одну композицию. В этом и состоит работа над картиной – не просто этюды, а этюды для картины. С другой стороны, если ты не пишешь для картины с натуры – получается камуфляжная сказка, поверхностная. Для любой картины, для хорошей, нужно обязательно писать с натуры этюды, чтобы получилась живая картина, это дает живость… Это классический канон исполнения – для картины нужно работать над так называемым рабочим материалом.

Вопрос: Какую роль в вашей жизни играет красота? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?

Ответ: Вера в Бога нужна человеку, чтобы научиться видеть прекрасное. Если человек верующий, то красота божьего мира приоткрывается для него не так как для всех, по-другому. Красота для меня – это Божий мир.

Вопрос: Какое человеческое качество важнее всего при создании произведения искусства? (концентрация, терпение, устремленность, благоговение и т.п.)

Ответ: Самое главное человеческое качество для художника – терпение, устремленность к цели, стремление добиться желаемого в картине, во что бы то ни стало. Художник должен быть цельным человеком, заниматься только одним, не дробиться, не разбрасываться, а собираться в одно. Для любого художника очень важно такое качество, как «поставленный глаз», этого нельзя добиться сразу, для постановки глаза нужно годами трудиться. В результате художник может воспринимать цельно, профессионально., при написании картины он уберет лишнее, что-то обобщит, что-то выделит, усилит и т.д. За счет этого форма получается более выпуклой объемной. Цельное восприятие важно для художника, широкое восприятие, не вышивание мелочевки. Важно, когда художник видит большую форму, оперирует большой формой, и только чуть-чуть подправляет детали. Очень важно, когда человек может увидеть картину в эскизах в формате, представить ее в голове полностью и целиком.


Опульс (Павлов С.А.) «Маршал Маннергейм на Коневце»
(2010, холст, масло, 60 x 70 см)


Вопрос: В чем заключается ваш личный вклад в искусство?

Ответ: Сейчас трудно говорить, что есть мой вклад в искусство, а что не вклад. Это может определить только время. При этом масштаб человеческой жизни считается за мгновение. При жизни Ван Гога его живопись никто не покупал кроме его брата Тео, а прошло время, и его картины продаются за многие миллионы долларов. Ван Гог был цельным, одержимым человеком, он занимался только живописью. Он не бегал по лавкам, не портил руку на лавке, потому что брат обеспечивал его всем, а он только писал. Он писал цельно, именно как говорило ему его художественное восприятие, именно поэтому он остался великим художником 20 века. Ван Гога признали за гения только через 30 лет после его смерти. Такое происходит с художником, если ему близкие помогают, его мастерство приходит с годами. Но при этом он не занимается лавкой или копированием лубка, а пишет то, что его волнует, тревожит, будоражит.

Вопрос: И что Вы сами получаете от творческой деятельности?

Ответ: Радость жизни.

Вопрос: Чего Вы ждете от своего творчества? Какова ваша цель?

Ответ: Я хочу языком живописи выразить свое восприятие мира, общее мое понимание человеческого фактора выразить в картинах, чтобы они читались как знак. Если мы возьмем больших художников двадцатого века, например, то у каждого художника есть знаковая работа, которая остается в истории человечества. Знаковыми художниками они стали уже после смерти, а при жизни они были простыми людьми, как все, ходили по тем же улицам, пили ту же воду, ели тот же хлеб, смотрели на то же небо.

Вопрос: Является ли искусство инструментом познания мира? Каким выглядит мир с вершины вашей творческой деятельности?

Ответ: Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины (Ницше) Для меня это трудно выразить словами, поэтому я и пишу картины, а не книги, это трудно объяснить словами, живопись – это визуальное восприятие. 90 процентов восприятия окружающего мира идет через глаза.

Вопрос: Что Вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться?

Ответ: Сейчас очень модно искусство гламура, которое диктует правящий класс, но наряду с этим также популярно искусство русской академической школы, передвижников. Однако, если говорить о векторе будущего – то пришло время инсталляции, время панорамной живописи (вспомните, например, Бородино, панорама Севастополя). Панорамная живопись вместе с инсталляцией – последний ход в искусстве, за которым будущее.


Опульс (Павлов С.А.) «Февральский рейд»
(2006, холст, масло, 72 x 70 см)


Вопрос: Может ли творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения? (Красота спасет мир?)

Ответ: Может, например, Герника Пикассо, которая прозвучала против фашизма.

Вопрос: Что бы Вы хотели сказать человеку, собирающемуся стать художником?

Ответ: Необходимо, чтобы у художника было три Т – терпение, талант и труд. Если есть сочетание этих трех факторов, то получается произведение. Должно быть терпение, очень большая работоспособность и дар Божий.

Просмотры: 6161


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.