Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Образ Онегина в современном представлении
Руслан Перец "Евгений Онегин"
холст/масло 110см x 90см 2008 г.
http://artnow.ru/ru/gallery/3/2665.html

Что за тип человека представляет собой Евгений Онегин?
Увы, герой романа А.С. Пушкина нетипичен.
Насколько Татьяна реальна и типична, настолько Онегин нереален и нетипичен. Он не представитель, а изгой общества. Хороший он или плохой, сильный или слабый, это трудно сказать, потому что слишком выделяется на общем фоне. В умственном отношении он на голову выше всех, хорошо воспитан, образован, опытен в любовной игре и даже способен самостоятельно мыслить. О его личной свободе и независимости говорит хотя бы то, что ему все надоело и наскучило, что он нигде не находит себе занятия. Скука и пресыщенность – первые признаки сильного духа. Но при всем этом он нереален, он чистая выдумка Пушкина, он – просто инструмент автора, при помощи которого автор исследует свой взятый из реальности и типичный объект - Татьяну.
Онегин сваливается на нее, как с неба. Жизнь Татьяны пролетела бы совершенно незаметно: в свое время она вышла бы замуж за какого-нибудь Буянова или Петушкова, нарожала бы детей, состарилась бы и умерла, и ничего такого незаурядного не достигла бы. Да и чего достигать? Что остается женщине, если ее фактически поневоле выдают замуж, кроме как всю жизнь мечтательно вздыхать о «другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле?» Но вот возник свалившийся с неба Онегин, и перед нею встал немой вопрос судьбы: как быть? Должна ли она откликнуться на этот вызов судьбы, сойти с предначертанной колеи и последовать за ним? И она откликнулась, но, увы, только душой. Дух и тело остались на месте и не последовали за душой. Она не сделала ни одного шага навстречу Онегину, и, собственно, ничего не поняла в нем.
А мы понимаем, кто такой Онегин? Ну, общепринятое мнение гласит, что Онегин это порождение светского общества того времени. Какая ерунда! Если бы общество штамповало Онегиных, было бы слишком хорошо! Увы, Пушкин не нашел в обществе порожденных Онегиных, потому что их там просто не было. Онегин – это чистая, хотя вполне правдоподобная, выдумка Пушкина. Он сконструировал Онегина из самого себя. А о самом Пушкине мы хорошо знаем, что он вырос вопреки обществу, что он был одинок в этом обществе, как никто. К моменту завершения романа, когда Пушкин постепенно превращался из поэта-революционера в поэта-творца,  в своего рода царя поэзии, у него даже никого не осталось из старых друзей-революционеров. Хотя Пушкин и называет Онегина своим другом или приятелем, но слово «друг» нельзя понимать здесь буквально. «Друг» – это половина Пушкина, то есть, та его часть, которая получилась бы из него, если бы из Пушкина вычесть поэта. Онегин – он кто угодно, но не поэт, хотя и мог бы им стать. Другими словами, Онегин - это Пушкин минус поэт. Другая же часть Пушкина, собственно поэт - это Ленский. Ленский – это Пушкин минус Онегин. Таким образом, в своем романе Пушкин разложил себя на две части. Онегин – это сама личность поэта с присущей ей пушкинской зрелостью («Страстей игру мы знали оба; томила жизнь обоих нас»), но этой личности еще предстоит чем-то стать, предстоит пройти определенное развитие, чтобы под конец жизни в результате этого развития достигнуть ранга поэта-творца, или царя, что одно и то же.  А Ленский это характерный тип поэтической души, простодушной, возвышенной, пламенной, но не знающей жизни, лишенной зрелого «я».
Выражаясь сухо, по научному, Ленский – это обыкновенный интеллектуал. Онегин же больше, чем просто интеллектуал, он самосознающая личность. Настоящий творец (а Ленский не настоящий, у него всего лишь немецкая ученость, он всего лишь умный, начитанный стихоплет) может вырасти только из волевой зрелой самосознающей личности, как у Онегина. И дело остается за малым - нужно чтобы Онегин нашел себе избранницу и вместе с нею прошел по жизни определенное духовное развитие. Размышляя в своих ссылках о судьбах России, Пушкин хорошо представлял себе все стадии этого развития. Особенно после декабрьского восстания 25-го года он укрепляется в своем понимании, что для свержения самодержавия нужно не восстание, не революция, а Человек, который подменит собой существующую систему. Но этот Человек не должен быть продуктом старого общества, он должен быть достаточно свежим и определенным образом воспитанным, он должен пройти через определенный жизненный опыт. Пушкин отлично понимал, что таких людей в России еще нет. Вот он и создал Онегина, как человека с великой перспективой, но взятого лишь на самом подступе к своему восхождению.
И вот такой человек, с огромным неведомым ему самому потенциалом, ждущий какого-то особого опыта, какого-то особого развития, которого никто в России не проходил, сваливается в лице Онегина на голову Татьяны. Сами понимаете, чего тут можно ждать! Комедии для нас, и трагедии для них. Та далекая социально-духовная перспектива, маячащая над образом Онегина, - теперь о ней можно спокойно забыть! Она нужна была лишь для конструкции образа, но не для развития сюжета. Теперь Пушкина интересует только любовная интрига, которая естественно начинает развиваться, едва фигура Татьяны сталкивается с фигурой Онегина.
Татьяне, которая, как говорится, была ни сном ни духом, удается сердцем что-то почувствовать в Онегине, и она влюбляется. Прочитав ее письмо, Онегин, в свою очередь, понимает, что из всех многих-многих она, наверное, та единственная, которая ему, собственно, и нужна на его пути. И то, что он меньше всего чаял найти свою судьбу в этой деревенской семнадцатилетней девушке, еще больше усиливает его предположение. Ему нужна спутница, и он хочет обрести ее любой ценой. Словом, оба почувствовали вызов судьбы и сделали свой первый шаг навстречу друг другу.
Вроде бы неплохое начало. А дальше вдруг начинаются чудеса. Дальше начинается трагедия под названием «А счастье было так возможно!», которая последовательно проходит три стадии сообразно числу встреч Татьяны с Онегиным. Читатель ждет, что вот-вот, ну, наконец-то – и снова в очередной раз все срывается. Словно какая-то беда, какой-то рок тяготит их отношения. Но на самом деле никаких чудес нет, просто Пушкин хотел показать, что пока русская женщина находится в состоянии Татьяны Лариной онегинской перспективе не суждено сбыться.
Да, в те времена Татьяна была еще не готова, чтобы принять Онегина.
А что изменилось сегодня? Созрело ли современное русское общество для того, чтобы Онегины находили своих Татьян и становились бы героями нашего времени? Способна ли современная Татьяна не отвергнуть изгоя Онегина и согласиться пройти в союзе с ним через духовное развитие? Или, как и раньше, она испугается и выскочит замуж за старого генерала?
Как вообще относится общество к Онегину?
Оно по-прежнему не относится к нему всерьез. Достаточно одного взгляда на картинку (выше), чтобы увидеть, что никакого прогресса за двести лет в этом отношении не произошло. Онегин сегодня это просто пародия. Художник даже не удосужился закрасить на картине все белые пятна. Желтый цвет сорочки на грязно-сером фоне выглядит как-то дико, и сразу понятно, что Онегин сейчас это несерьезно, что и в наше время он еще не может рассчитывать на успех у Татьян. Общество по-прежнему не принимает и не видит его.
Образ Онегина на картине, тем не менее, схвачен верно, по-пушкински. Верно передано то, что Онегин – это просто поза, без всякого содержания, он делает предложение, но сам еще пуст, и предложить ему нечего. А Татьяна-то нынешняя не глупа! Ей наплевать на перспективу, она хочет чего-то состоявшегося уже сейчас, она хочет придти на все готовенькое. Словом, и в наше время, встреча Онегина и Татьяны еще более нереальная, а трагедия - еще более сумасшедшая, еще более острая. Но, как было сказано, Онегин не существует в действительности, он просто литературный индикатор. Примет ли черно-серое его желтый, еще не созревший и пустой цвет? Согласится ли общество один раз выйти из своего тупикового серого состояния?
И заметьте, Онегин словно бежит, он словно как энергичный спортсмен на беговой дорожке, однако в старомодных, неприспособленных для бега туфлях. Прикидывается этаким франтом! Вот так и бежит он через столетия, обгоняя всех. И нигде, нигде не находит в сердцах ответа на свой призыв!



Просмотры: 11460


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.