Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Свет и изображение света в картинах современных художников
Свет и изображение света в картинах современных художников.

Обзорная статья по восьми картинам Владислава Петрова.

Сейчас в живописи настало такое время, когда художники словно осознали, что главное на картине это свет. Изображение света стало проблемой номер один. Ушли в прошлое те времена, когда художники соревновались и тренировались в мастерстве изображения света и тени и передаче разнообразных световых эффектов. Натурализм игры света никого больше не интересует. Сейчас задача – это изображение света как такового, его присутствия на картине, как явления высшего порядка, из-за чего произведение искусства приобретает глубокий смысл и становится откровением. Отсутствие света расценивается сегодня многими критиками как что-то антихудожественное, противоречащее здравому смыслу и законам гармонии в искусстве.
Данная статья о световых феноменах Владислава Петрова задумана с целью показать, как современные русские художники по-разному экспериментируют со светом, словно пытаясь войти в сам источник, и как находят свою концепцию света в новой живописи.


«Врата»
Холст, акрил, 50 х 60 см, 2015


1. Лучи света

Давайте рассмотрим эту первую картину, которая называется «Врата», наверное, потому что два дерева образуют своими стволами некий проход, через которые свет сверху попадает на первый план, освещая поверхность земли и оставляя на ней светлое желтое пятно. Картина написана полностью в реалистическом стиле, и все на ней изображено согласно требованиям реалистической живописи. Главное из этих требований звучит так, что художник должен определенно показать – оттенками ли цвета, или тенями, или направлениями разделяющих линий – откуда идет свет. В данном случае не вызывает никакого сомнения, что он идет сверху от верхушки правого дерева.

Вдобавок, художник хочет изобразить еще и сам свет – посредством лучей, прорывающихся сквозь кроны деревьев. Вероятно, вы уже видели много похожих картин – и сразу вспоминается знаменитый Шишкин – когда художники наносят на холст траектории лучей света. На самом деле, в природе мы не видим этих лучей – это издержки натуралистического мышления, которое представляет всё так, как будто какая-та световая субстанция падает от источника света на землю и оставляет за собой светящийся трек. Свет это духовное, и оно не может падать – это признает и сама физика – в реальности нет световой материи, а есть только более или менее освещенные предметы. Луч прожектора это совсем другое. Но бывает еще и так, что когда мы смотрим на солнце сквозь густую листву или не совсем плотные облака, то частицы пыли или тумана, освещенные солнцем, создают впечатление потоков света.

Этим приемом, точнее, увиденным явлением, часто пользуются художники, указывая, откуда на картине идет свет. Выглядит эффектно, но мало что дает для понимания и переживания – ведь к свету эти попавшие в световое поле частички не имеют отношения. Изображение лучей передает лишь зрительный феномен, однако сама картина не становится от этого более глубокой по смыслу и богатой по содержанию. Это самый древний и довольно примитивный способ изобразить свет.



«Знамение»
Холст, акрил, 30 х 40 см, 2014


2. Источник света Второй путь – показать сам источник света. На второй картине, которая называется «Знамение», мы видим солнечный диск, по-прежнему окруженный лучами, но уже более живописно подчеркивающими переход от света к тьме через усиление светло-желтого до темно-желтого. Лучи эти, как мы знаем из физики, возникают вследствие в нашем глазу, когда мы, щурясь, пытаемся смотреть на яркий источник. Эффект же присутствия света в картине передается здесь благодаря сильному контрасту – светлое пятно окружено массивным темно-зеленым или черным пятном заслоняющего солнце предмета. И тогда создается впечатление, что источник изрядно яркий.

Эта картина особенно интересна тем, что художник нашел способ многократно усилить созданное им действие света. Ведь в отличие от реальной жизни, когда на солнце невозможно смотреть, настолько оно яркое, в мастерской художника, увы, ничего нет светлее титановых белил и темнее газовой сажи. Поэтому никаким контрастом невозможно достичь того обилия света, которое нас так иногда поражает в природе.

Что же здесь предпринял художник?

Во-первых, это лучи, которые имитируют зрительно-физическое явление в глазу, а на картине концентрируют благодаря переходам и оттенкам силу желтого цвета, который всегда изображает свет. Во-вторых, светлое пространство неба, является более темным продолжением источника, но зато гораздо более массивным по площади. Чуть ли не вся половина картины занята светло-желтым, постепенно переходящим в сиреневый. В-третьих – ярко-зеленый цвет в нижней половине картины, переходящий в самом низу в черный. Обычно художники, когда пишут зеленое поле или луг, заменяют зеленый на более естественные для живописи оттенки синего и желтого. Здесь же Петров дает более натуральный зеленый цвет – и это заставляет зрителя думать, что зеленая трава как бы тянется к тому источнику, который вверху. Довольно интересный прием, чтобы усилить присутствие светлого источника.



«Дальние берега»
Холст, акрил, 50 х 60 см, 2015


3. Отражение света в воде

Светлое небо на пейзаже еще не создает ощущение света – потому что, как было сказано, в распоряжении у живописца нет ничего сильнее кроме белой и светло-желтой краски. Однако есть прием – и им широко пользуются все пейзажисты – и заключается он в том, чтобы показать светлое небо со всеми его красками и контрастами отражающимся в воде.

Картина разделена линией горизонта на две равные части – мир света и мир тьмы. Как правило, нижний мир тьмы наполняют формообразующие краски (зеленая, коричневая, белая), а небо – свободно распространяющиеся в пространстве краски (красная, желтая, синяя). Но если в нижней области использовать те же краски, что и на небе – растворив их в отражающей небо воде – то можно достигнуть многократного увеличения светового воздействия. Получается своего рода синергетический эффект – что мы и видим на данной картине. При этом и в верху, и внизу есть сильный контраст. Там и там присутствуют светлые и темные тона – но несмотря на множество темных и тяжелых пятен, есть ощущение обилия света.

Между первой, второй и третьей картиной есть как бы постепенный переход. Автор уходит от изображения лучей и приходит к взаимному светоотражению (что в какой-то мере присутствует уже во второй картине). Но по-прежнему эффект света передается натуралистически (темные предметы и светлая субстанция неба) без того чтобы представить на картине сам свет как таковой.



«Луна»
Холст, акрил, 50 х 60 см, 2016


4. Удаление света

Следующий шаг, по сути, противоположен предыдущему. Вместо того чтобы высветлять темное пространство, художник наоборот еще больше его затемняет, оставив свету лишь узкую дорожку, по обе стороны от которой справа и слева тьма. Это типичный лунный пейзаж – и снова здесь вспоминаются картины великих художников, от Куиджи до Мунка. Лунный пейзаж – это особый жанр, где источник света (луна) максимально удаляется от зрителя – так сказать, на край света.

Свет действительно как бы уходит от чувственно-воспринимаемых предметов на границу вселенной, оставив на картине лишь маленькую светящуюся область. Но, тем не менее, эта область сильно действует, и мы ощущаем от нее присутствие как бы потустороннего света. Одновременно мир предметов погружается во тьму. Так, мы видим на этой картине черный силуэт цапли, сидящей на черной коряге. Из главного персонажа картины она становится второстепенным предметом, а луна – главным. Но эта светлая луна далеко-далеко – и тогда возникает тоска по свету, который именно потому так сильно действует на душу, что его мало.

Однако изображение пейзажа и света на этой стадии все еще остается реалистическим.



«Кванты, сверхтекучесть»
Холст, акрил, 50 х 70 см, 2016


5. Свет в объеме – космический пейзаж

Дальше художник делает решительный шаг вперед – он убирает свет долой из реальности в его собственную стихию – в космос. Пейзаж из реалистического становится фантастическим. Каким образом здесь передано присутствие света? Очевидно, вот этими брызгами, волнами и вихрями светящейся массы.

Наверное, не напрасно в центре картины показаны кувыркающиеся в полете акробаты. Какова их роль? Без них картина не была бы такой объемной, она превратилась бы в плоский рисунок. А так у нас возникает ощущение, что мы находимся где-то внутри объема, окруженные светящейся и пылающей массой. Мы залезли, так сказать, внутрь источника света, внутрь солнца, и теперь свет приходит не из какой-то точки, а со всех сторон галактики.

Этот прием – конечно, уже решительная фантастика. Мы никогда не узнаем, как в действительности выглядит источник света изнутри, и нам остается просто сконструировать его вымышленный образ. Мы пытаемся изобразить на картине атрибуты света: движение, активность, вихри – чтобы таким абстрактным построением имитировать его в свободной стихии, где рождаются кванты.



«Рыбалка»
Холст, акрил, 30 х 40 см, 2014


6. Мистический свет

Вот еще одна интересная картина, где художник применяет достаточно смелый прием – вводит в реалистическую живопись разные светящиеся пятна и образы. Очевидно, что эти коты, и этот лик старца, и эта скрывшаяся за призрачными облаками луна не принадлежат к пейзажу и к этому миру. Они произвольно взяты, как бы, из другого мира. Это мистические существа, о которых мы по сказкам и по описаниям ясновидцев думаем, что они излучают некий мистический свет.

Вообще, уместно ли такое изображение мистических образов в живописи? И к какому это можно отнести жанру?

На самом деле, в этом жанре – который можно назвать сказочной живописью – написано огромное множество картин, начиная от религиозных сюжетов воскресшего Иисуса Христа и заканчивая иллюстрациями художников к детским сказкам. Это не имеет малое отношение к живописи, если идет от головы или если мы думаем, что знаем, как должно выглядеть это потустороннее существо – и эту выдумку вставляем в картину. Но это действительно гениальная живопись, если, например, отмывая картину от темной краски, мы вдруг увидели в клубах света чью-то фигуру или чей-то лик.

Данная картина есть, по сути, следующий логический шаг – мы привносим свет, взятый из космоса (предыдущая картина), в нашу обычную действительность, ниспускаем его до этого рыбака, который удит рыбу и ничего не знает о свете. Скорей всего, эти светящиеся коты и лик над костром суть олицетворение примерещившихся ему образов.



«Полет в туманном рассвете»
Холст, акрил, 30 х 40 см, 2014


7. Аурический свет

Что произойдет, если еще больше приблизить космический (то есть, духовный) свет к нашей реальности? Как это будет выглядеть в живописи?

Это будет выглядеть примерно так, как на картине «Полет в туманном рассвете». Не знаю, кто здесь летит, но только тут изображено некое пространство, которое само есть свет. Нет лучей, нет никакого источника, нет отражения, нет никаких протуберанцев и светящихся существ, которые светлы сами по себе и никак не относятся к реальным предметам. А что есть? Если мы внимательно посмотрим на картину, то увидим, что есть вот это светлое пятно в центре, и оно относится к дереву. Оно поглотило само дерево, а также не освещает его – дерево остается темным в контраст к светлому фону – но окружает его. Это аурический свет.

Конечно, мы наблюдали это явление много раз на русских иконах. Но что интересно, оно получает все большее распространение в современной абстрактной и экспрессионистической живописи, и не только там – как мы видим, оно выступает и в пейзаже. Художники, использующие этот прием, несомненно будут иметь успех.



«Идущий по склону»
Холст, акрил, 50 х 70 см, 2015


8. Внутренний свет

И вот еще одна очень замечательная картина под названием «Идущий по склону», являющаяся завершающим шагом в этой серии. Я бы сказал, что художник здесь не по склону идет, а уже пришел к своей вершине – но не в том смысле, что лучше невозможно, а в том, что именно в этом направлении надо творить, если хочешь принести свет. Здесь показан свет как таковой, существо света, но не какой-то потусторонний или мистический свет, а свет самого предмета или внутренний свет.

«Идущий» – это дерево, стоящее на заснеженном склоне, но еще не успевшее сбросить свой багряный убор. Оно пылает и светится красным огненным светом. Конечно, художник мог бы не выписывать здесь каждый листочек в отдельности и всю эту реалистическую структуру – важен красочный эффект. А эффект достигнут несмотря на то, что нет никакого контраста светлого на темном, или наоборот – дерево не светлее своего фона, нисколько не светлее снега и неба – и все-таки оно есть свет, благодаря ему картина наполняется светом. Создать на картине такой предмет, который сам бы был светом – это есть настоящее искусство, ради этого стоит заниматься живописью.

Я видел в Интернете много картин нынешних художников, на которых был изображен предмет, излучающий внутренний свет – и я видел, что зрители отдают свое предпочтение именно таким картинам. Это не обязательно должно быть что-то красное или оранжевое - предмет может быть любым: зеленым, белым, синим – главное, чтобы благодаря ему картина просветлялась. И такая живопись больше всего притягивает к себе взоры современной публики – люди хотят внутреннего света!





Просмотры: 876


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.