Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Что значит ставить голову лошади впереди себя?
Олег Попов «Летним вечером»
ДВП/масло, 44 см х 84,5 см, 2008 г.
http://olegvikpopov.artnow.ru/

На Западе я встречал такое выражение: «ставить голову лошади впереди себя» или «идти за головой лошади». Что это значит?
Например, человек говорит:
- Вся наша беда в том, что мы ставим голову лошади впереди себя!
Возможно, этим указывают на некоторую привычку нашего мышления - пассивно плестись за требованиями дня. Жизнь постоянно опережает и домысливает за нас то, что мы недодумали. Ведь бывает так легко отпустить поводья и спокойно ждать, пока жизнь расставит все по своим местам.
Всадник - он тоже всегда сидит за головой лошади. Он может приказать ей повернуть направо, налево, может ее пришпорить, остановить или пустить в галоп. Однако, в отличие от автомобиля, лошади не надо давать подробных указаний типа: как ей перешагнуть паребрик или объехать препятствие. В этом вся прелесть верховой езды - лошадь может ехать сама, всаднику не обязательно продумывать за нее весь путь. Можно довериться лошади и положиться на ее инстинктивное мышление. Она лучше выберет дорогу и решит все возникающие во время движения проблемы.
Итак, когда говорят, что мы ставим голову лошади впереди себя, то, наверное, этим хотят сказать, что в своей жизни мы мыслим так, как если бы ехали на лошади.

Взглянем теперь на представленную картину, где все наоборот – голова лошади намеренно поставлена сзади. Автор, художник Олег Попов, пишет в стиле пуантизизма, наносит краску в виде маленьких точеч подушечками пальцев. Вы знаете, что это очень кропотливая техника, и стало быть, все на этой картине не случайно – и ритм деревьев, создающий ощущение движения, и цвет и настроение фона, и тот, что на картине два объекта: голова лошади и торс обнаженной девушки. Все продумано. И возникают сразу вопросы:
       - Почему только голова лошади?
       - Почему художник не захотел изобразить всю девушку целиком, а только голову и грудь?
       - Почему она обнажена? Вроде бы у нас так не принято, чтобы обнаженные девушки водили лошадей. Где такое можно увидеть?
Странная картина, неправда ли? Однако стоит нам на минуту представить, что одетая в футболку и юбку девушка ведет изображенную во весь рост лошадь, так сразу становится очевидной вся пустота, глупость и статичность воображаемой картины. Если же мы мысленно сузим картину до ее настоящих размеров и снимем с девушки воображаемую футболку, так сразу картина наполняется смыслом и динамикой. Похоже, опять все дело в голове лошади.

Так что же такое «голова лошади», которая загадочным образом думает всю дорогу за нас?
Чем отличается мышление, когда голова лошади сзади, от того мышления, когда голова лошади поставлена спереди?

Позвольте мне привести один пример, как мы мыслим в повседневной жизни.
Например: я возвращаюсь домой и, заходя в парадную, слышу запах дыма. Где-то пожар или у кого-то что-то подгорело. Открыв свою квартиру, я нахожу, что внутри чистый воздух и, слава Богу, у меня все в порядке. Через пару минут я подхожу к окну и вижу, как парень из соседской квартиры идет с кастрюлей по направлению к помойке.
- Ага! – думаю я. – Вот кто спалил свою кастрюлю, вот откуда запах дыма на лестнице!

Это пример обыкновенного пассивного мышления или, вернее сказать, того мышления, когда мы ставим голову лошади впереди себя. По имеющимся фактам, а именно, что кто-то выбросил на помойку кастрюлю, мое мышление установило виновника дыма на лестнице.
- Однако, где же здесь голова лошади? Что делала в этот момент «лошадь»? – спросите вы.
А «лошадь» в том, что не я сам себе поставил перед моим мышлением задачу. Я без всякой цели, непроизвольно подошел к окну. Я проверил гипотезу, но сам я эту гипотезу не формулировал. Ведь я же не сказал себе: РАЗ Я СЛЫШУ НА ЛЕСТНИЦЕ ЗАПАХ ДЫМА, НАДО ЖДАТЬ, ЧТО КТО-ТО ПОНЕСЕТ НА ПОМОЙКУ СОЖЖЕННУЮ КАСТРЮЛЮ. Это уже значило бы некоторое предвидение, до которого я не додумался. Это уже значило бы, что я встал впереди головы лошади.

В действительности, мы многое мыслим подспудно, и на поверхность сознания поднимается только последний из трех актов мышления. Вот эти три акта для нашего примера:
1) услышав запах дыма на лестнице, я задаю вопрос «Что же будет?» и просчитываю ситуацию вперед: «Наверное, кто-то сейчас понесет на помойку сожженную кастрюлю».
2) Затем мое мышление дает команду моим ногам, чтобы я подошел к окну и проследил за тем, кто пойдет на помойку относить кастрюлю.
3) Я смотрю в окно, вижу соседского парня и понимаю, что это именно он устроил дым на лестнице.
Таким образом, я всего лишь проверял свою же собственную гипотезу, отвечал на свой же собственный вопрос. 1-й и 2-й шаги я просыпаю, их делает за меня «лошадь»- то есть, инстинктивное подсознательное существо в аппарате моего мышления – и только 3-й шаг я выполняю вполне сознательно. Это очень удобно, конечно - словно катаешься на коне. Со всех сторон ты получаешь впечатления и ответы. Однако ради тренировки, бывает полезно иногда слезть с коня и проделать указанные шаги самостоятельно, ведя коня под уздцы.

В немецком языке понятие мышление, Denken, подразделяется на Nachdenken (мышление назад, или после-мышление) и Vordenken (мышление вперед или предвидение). Nachdenken протекает пассивно, это типа развлечения, разгадывания кроссвордов. И только Vordenken по-настоящему активно и продуктивно. Творческим человеком можно назвать лишь того, кто овладевает Vordenken .

Таким образом, на картине Олега Попова изображено Vordenken или то активное состояние мышления, когда человек идет впереди головы лошади. Не случайно картина называется «Летним вечером» - ведь вечером мы стараемся мысленно предвидеть следующий день. Обнаженная девушка – это душа человека, которая мыслит и чувствует. Она показана только по грудь, так как речь идет только об опережающем мышлении и чувствовании (голова – это мышление, а руки и грудь – чувства). Речь не идет об опережающих поступках и воле – поэтому нижняя половина тела и ноги не показаны на картине. А от тела лошади оставлена только голова, потому что голова лошади символизирует животную инстинктивную составляющую нашего мышления, ту составляющую, которая протекает бессознательно.

Жизнь всегда ставит человеку ВОПРОСЫ, эти вопросы приводят его в те ситуации, в которых он может получить ОТВЕТЫ на поставлееные вопросы. Однако часто человек не слышит вопросов и не понимает, почему он попал в те или иные ситуации. Он слышит только ответы и воспринимает последние часто, как непредвиденные удары судьбы, хотя на самом деле сам своим подсознательным вопросом он пожелал получить такой ответ. Это и значит ставить голову лошади впереди себя.
И тогда как некий сон, как некое видение во сне, может явиться картина – обнаженная девушка, ведущая вдоль края березового леса под уздцы лошадь. Эта картина означает, что можно взять мышление в свои руки, а вместе с этим взять в свои руки судьбу, если научиться самому ставить к жизни ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ВОПРОСЫ. И отвечая на эти вопросы, жизнь пойдет «на поводу» у человека. То есть, человек станет хозяином жизни и судьбы.

ЧЕЛОВЕК ПОЗАДИ ГОЛОВЫ ЛОШАДИ – это когда жизнь ставит вопрос, а человек получает ответ.
ЧЕЛОВЕК ВПЕРЕДИ ГОЛОВЫ ЛОШАДИ – это когда человек ставит вопрос, а жизнь находит на этот вопрос ответ.


Просмотры: 5555


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.