Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Красная роза и белая лилия

Павел Семячкин, «Красные розы»
Холст масло, 50 см х 40 см, 2007 г.


Красная роза - это символ красоты, символ прекрасного. Ничто так не вдохновляло поэтом и художников, начиная с древних времен, как эти чарующие и благоухающие алые розы, которые сражали своей красотой буквально с первого взгляда. Одна роза - это очаровательно, это прекрасно, а две или три розы это прекрасно вдвойне и втройне. Количество роз стало мерилом прекрасного и подлинным признаком благородства, власти, силы и царского величия того, кто их имеет. Недаром певица поет про "миллион алых роз", ибо против чарующей мощи легионов красных цветов не может устоять сердце никакой красавицы. Безусловно, роза завоевала первое место по красоте среди цветов, стала в мире цветов своего рода королевой.

Одновременно роза - это символ молодой горячей крови. Посмотрите на картину - розы так и пылают, так и горят! Они словно вырываются из плоскости холста, противопоставляя себя безмолвной сине-зеленоватой тьме окружающего фона. В них чувствуется волевое, наступающее начало. Они отдают свою силу и красоту пространству, но они небезобидны и небеззащитны. В своем величии они хотят утверждаться и не терпят рядом с собой никакого посредственного соседства. Они колючи - к ним не так просто приблизиться. Как всякий куст, роза хотела бы завоевать и подчинить себе весь мир.

Но странное дело, момент расцветания у розы тайным образом соприкасается с моментом увядания! Кончики листьев уже начинают отсыхать, а едва распустившиеся лепестки уже закручиваются в трубочку. Горячая молодая свежесть почти сразу переходит в старость. Но даже в своем засыхающем виде роза остается прекрасной и сохраняет свой благородный цвет. Необычайно сильно это передано художником на картине - что РОЗА ЭТО САМО УВЯДАНИЕ.

Изображая розы, надо всегда изображать рядом процессы увядания, засыхания, старения, потому что таким образом будет показано, что роза сродни умиранию. Яркая, излучающая тепло и красный свет роза на переднем плане, и разорванность, перечеркнутость бытия в фоне. Потому она и выглядит такой прекрасной, потому что ее великолепие всегда противопоставлено безобразию смерти. Она всегда стоит перед лицом смерти, и у нее нет будущего. Ее красота это последний всплеск уходящей жизни.

Почему же роза сродни умиранию? Почему она несет в себе этот трагический роковой оттенок?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что символ красной розы издавна применялся рядом с символом белой лилии. Перед вами картина художника позднего Возрождения Грюневальда "Мария с Младенцем".


Грюневальд (Матиас Флациус) 1470- 1528, "Мария с Младенцем"
холст на дереве / масло, 186 х 150 см, 1517-1519


Здесь тоже есть, пусть и не крупным планом, красные розы и белые лилии. Совершенно ясно, что розы и лилии добавлены в сюжет, как некий символ, за которым скрывается некий смысл. Люди ломали голову над этим символизмом и пришли к тому мнению, что роза это Младенец-Иисус, а лилия это Мария. Возможно это и так; и если вопрос исчерпан, то на этом можно остановиться. Однако ясно и другое. Как всякий художник, Грюневальд говорит цветом, он обращается к людям не на языке слов, а на языке цвета. Каждый цвет - это определенное действие, определенный глагол. И на картине мы повсюду видим совместное действие красного и белого цвета. Младенец выведен белым, одеяние Марии - красным цветом. Далее, белое и красное отчетливо присутствуют и на небе, и наконец, - белые лилии и красные розы внизу картины.

Итак, мы отчетливо видим три мира, где присутствуют белое и красное: 1) высший божественный мир - небо; 2) душевный человеческий мир - Мария и Младенец; 3) нижний природный мир, в котором произрастают роза и лилия.

Что этим хочет сказать художник?
Он хочет сказать, что если вы хотите понять мистерию христианства, то есть, хотите понять Божественную Мистерию, разыгравшуюся на Небесах и перенесенную на Землю при рождении божественного существа Христа в мальчике Иисусе, то обратите внимание на природный мир. Другими словами: если вы хотите понять мистерию красного и белого, взгляните на природные розу и лилии, которые Грюневальд изобразил в правом нижнем углу. То есть, в самих розе и лилии нет никакой загадки; наоборот, роза и лилии, которые внизу, это разгадка, расшифровка картины. Смотрите на них, и вы поймете, что хотел сказать художник, изображая Марию с Младенцем.

Итак, что мы видим в нижнем природном мире? Мы видим, что в нем произрастает роза - общепризнанная царица всех цветов. По идее она должна затмить своей красотой все остальное, потому что она царица. Однако художник изобразил вдруг в одном горшке вместе с розой две лилии, которые в несколько раз выше, сильнее и красивее розы. Что же это значит? Почему такое принижение царского достоинства?
Ответ простой. Роза по Грюневальду - это символ всего дохристианского развития, в первую очередь, древнегреческого и древнеримского мира, то есть, того времени, которое стояло под знаком могущественный царей (кесарей) и других более мелких царьков. Быть человеком в полном смысле этого слова - это значило быть царем. Только царь, который подчинил себе свой народ, считался в ту эпоху в истинном смысле человеком.
И вдруг, пришло в мир что-то такое, что по своей силе и красоте стало сильнее и величественнее царской власти и царского величия! Пришла другая эпоха. Вот что хотел показать Грюневальд. - Что на смену красной эпохе войн пришла совершенно новая, белая, эпоха, с совершенно другими человеческими идеалами и ценностями.

И что же значит это белое на картине? Мы видим, что младенец полностью белый. Это совершенно новый христианский принцип, который пришел в мир. Мария же несет в себе и старый принцип красной розы в себе, и новое белое. Она с благоговением смотрит на младенца. Они оба представители нового мира.
Так что же означают белые лилии внизу картины? Эти две лилии это и есть Мария и Младенец, а под ними старый принцип дохристианского развития в виде розы, которая в несколько раз меньше их. Левая лилия, смотрящая своими цветками во все стороны - это Младенец-Христос, пришедший с Небес в земной мир, а правая лилия, еще не окончательно раскрывшаяся и лишь с благоговением глядящая на левую, это Мария.
Так, через природные символы цветов художник указал на величие и мощь зарождающегося христианства.

Что же означает этот вновь пришедший в мир христианский принцип?
Он означает познание. Познание человеком своего истинного человеческого существа, Дерево Познания, о котором говорится еще в Библии. Дерево Познания, оно присутствует и на картине Грюневальда. Его ствол изображен с двумя изгибами, и этот ствол проходит через все три мира: через природный физический мир, через человеческий душевный мир и через небесный божественный мир. Соответственно христианское познание имеет три этапа, и, судя по всему, человечество еще находится сейчас только в начале первого этапа. Мы еще только начинаем понимать язык цвета, только начинаем разбираться с тем, что значит роза и что значит лилия. А предстоит познать еще человеческий мир и высший божественный план.

 
Павел Семячкин, «Лилии»
Холст масло, 40 см х 50 см, 2008 г.


Наше теперешнее развитие находится под знаком белой лилии. Но это еще не значит, что прошлое бесповоротно ушло. Нет, просто теперь есть два пути или два принципа человеческого развития, которые существуют друг рядом с другом, в одном и том же мире. А раньше человек мог заниматься своим самопознанием, самосовершенствованием и очищением души только в специальных отведенных для этого местах - в оккультных школах или в мистериях. Теперь же два пути существуют одновременно и повсеместно, в жизни каждого обычного человека - и путь борьбы за достижение власти, и путь морального совершенствования и очищения. Но новым и, стало быть, самым интересным, конечно, является второй.
Если роза есть что-то уходящее и увядающее (мы теперь понимаем, почему), то лилия является чем-то юным, нераскрывшимся и становящимся. На картине художника Павла Семячкина изображены две лилии. У одной лилии, которая повернута к нам, мы видим шесть лепестков. Следовательно, у двух лилий их будет двенадцать. Это столько же, сколько у двенадцатилепесткового лотоса, или сердечной чакры. Суть современного человеческого развития заключается, по сути, в работе над собой, в раскрытии высших способностей "я". Его цель - чтобы у лотоса раскрылись все двенадцать лепестков, чтобы мы увидели вторую, повернутую к нам и раскрывшуюся лилию.



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.