Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Гномы из шерсти

Александра Смирнова "Большая коллекция гномиков"
шерсть, проволочный каркас, 2008 г.
http://artsophia.ru/salegnom.html

Маленькие гномики, забавные крохотные фигурки с короткими ножками и длинными колпачками, они изготавливаются из натуральной разноцветной шерсти по специальной технологии. Как декоративная игрушка, гномики едва ли известны в России, но в Европе они всегда пользовались популярностью. Раньше они вязались из шерсти, сейчас же разработана новая технология, при которой  не пряденая шерсть наматывается на элементы металлического каркаса. Заняться этим увлекательным видом искусства может каждый человек, у которого есть воображение, умение вязать не является определяющим, главное – это соблюдать особую форму гномика, которая как наследство досталась нам из народных преданий и рассказов людей, которые еще не утратили способность видеть элементарных существ.
Воссоздавать форму и «внешний вид» элементарных существ в настоящее время стало своего рода искусством.
В этой статье мы рассмотрим искусство изготовления гномиков в трех разделах:
1. Народные предания и духовная наука об элементарных существах.
2. Гномы в действительности и в искусстве.
3. Внешний вид гномов и немного о технологии.

1. Народные предания и духовная наука об элементарных существах. (Приводятся отрывки из книги Георга Гартмана «Маленький ребенок и существа элементарного мира»)

Не так далеко в прошлое ушли времена, когда многие воспринимали элементарных существ как нечто само собой разумеющееся. В сказках и сагах рассказывается о гномах или земляных человечках, об ундинах или стихийных существах воды, о сильфах и эльфах и об огненных существах. Дети охотно слушают такие рассказы и очень доверяют этим невидимым обычному глазу существам.

Один горняк в средние века странствовал по горам в поисках руды. Он бродил в приглушенном состоянии сознания и иногда видел знакомых ему серебристых существ, исчезающих среди камней. Тогда он брал заступ и после нескольких ударов находил в этих местах прекрасные пласты руды. Обрадованный, он относил найденные образцы горному мастеру, который знал, как отделить чистый металл от примесей. Через несколько дней он возвращался узнать результат, а мастер говорил:
- То, что ты мне принес, это все что угодно, только не серебро, и не имеет никакой цены.
Разочарованный горняк мог только сказать:
- Опять этот озорник-кобольд меня за дурака держал!
С тех пор по имени этих элементарных существ начали называть металлы никель и кобальт.

Вот что говорится в антропософии об эфирном теле, как сверхчувственном носителе жизненных процессов.
Эфирное тело, которое иначе называется телом формообразующих сил
или жизненным телом, представляет из себя бесконечную сумму духовных существ, которые находятся в постоянном превращении. Слово «сумма» надо понимать в том смысле, что элементарные существа так же трудно сосчитать, как капли дождя в ливне или снежинки зимой. Эти духовные существа, прикованы к природным пространственным формам и временным процессам. Благодаря человеку они могут освободиться от своей скованности и обратиться тогда к более высоким задачам в окружающем мире.
Они, эти существа, действуют как преобразующие и творящие духи в царствах природы . Человек вступает с ними в отношение, когда открывает свои чувства природным явлениям. Он может делать это различными  способами: или проходя равнодушно через природный ландшафт, или с исполненным жизни интересом. В любом случае он связывает посредством своих обычных внешних чувств этих элементарных духов со человеческим существом. Человек несет их таким образом дальше, как правило в своем эфирном теле. Когда человек умирает, они покидают жизненное или эфирное тело, растворяющееся после смерти в эфирном мире, которому эти существа принадлежат.
Если бы человек с полным чувством направил свой взор на явления природы, он удивился бы тысячам чудес, которые нас ежедневно окружают. Каждый листок, каждый зверек – все ведь достойно изумления! Тогда воспринятые и связанные им элементарные существа после земной смерти человека были бы спасены и освобождеы для новых и высших задач в эфирном мире.
Все равно, проходит ли человек равнодушно через чувственный мир или только с мыслями о полезности тех или иных природных явлений, он все снова и снова приковывает к своему эфирному телу зачарованных в чувственном мире элементарных существ. И когда после смерти он направляется к новой земной жизни, он должен принять этих неосвобожденных существ в свое заново образованное эфирное тело. Это приводит к различным препятствиям в новой земной жизни. Таким образом, первой добродетелью человека было бы вырабатывать полный любви интерес к миру и его осмысление.

Бывает, в ребенка внедряется сердитый озорник-кобольд, который испытывает радость, создавая трудности в совместной жизни людей. Хорошо поступают те взрослые, которые не приписывают этого "шалуна" собственному существу ребенка.
Вот одна правдивая история.
Рудольф Штейнер был как-то в гостях у одной семьи. Их маленький сын (ему было чуть больше семи) вел себя за столом, мягко говоря, не лучшим образом. Это было мучительно для родителей. По окончании обеда мать сказала дружески малышу: «Можешь теперь встать и пойти в свою комнату». Мальчик отправился, но в дверях вдруг повернулся и, высунув язык, сделал растопыренными пальцами "длинный нос", после чего поспешил удалиться. Как действовали бы вы на месте родителей?
В каждой педагогической ситуации есть три приема: два неправильных и один правильный. Неправильные меры предпринимаются непосредственно, из чисто личной предрасположенности взрослого. Третью, правильную, меру необходимо научиться принимать мгновенно, исходя из своей морально-педагогической интуиции, и это не всегда просто.
Можно болезненно и глубоко желать провалиться от стыда за такое невозможное поведение собственного отпрыска - такая мера действует парализующе на собственную волю. Или можно поймать грешника в дверях и отходить его ремнем. Оба приема не для того случая. Что же делает мать? Она приветливо улыбается злодею и делает рукой полный любви прощающий жест. Грешник исчезает.
Штейнер, который педагогически точно и всесторонне воспринимал подобные ситуации, не мог найти достаточных слов, чтобы похвалить поведение матери. В дальнейшем он говорил в этой связи об особых элементарных существах, стоящих на службе противоборствующих духовных сил и создающих мучительные жизненные ситуации, которые, однако, преодолеваются благодаря подлинному юмору и веселости.


2. Гномы в действительности и в искусстве.
    Из руководства Йоаганны Вероники Пихт.

Некоторые люди сообщают еще сегодня о "правильных" гномах, которых они видели. Например, один трех-четырех летний ребенок рассказывал матери, что ночью к его кроватке часто приходит маленький человечек.
Семилетняя девочка, которая много раз в год проезжала поездом один и тот же участок пути, видела каждый раз из окна в одном и том же месте на краю леса целый ряд гномов в колпачках, которые так ее впечатляли, что ей захотелось их зарисовать. Гномы всегда были заняты какой-нибудь работой и двигались каждый раз по-другому.
Другой четырехлетний ребенок ликовал от радости, увидев вязаного гнома, и воскликнул: «Он выглядит точно, как тот, которого я всегда вижу».
Некоторые взрослые вспоминают о встречах с гномами в своем детстве. Одна знакомая рассказывала мне о гноме величиной с большой палец руки, без колпачка, с бородой и лысой головой, который вдруг возникал на маленьком клочке земли в саду. Или о стеклянных человечках, прозрачных малышах, которые были узкими, передвигались толчками и имели длинные, тонкие конечности.
Один старый садовник из южной страны, с которым я познакомилась, говорил далеко не в общих словах об одном гноме, который всегда сидел на его садовых ножницах, когда тот не мог их найти.
В Ирландии имеется много покинутых руин, на которых ночью танцуют эльфы.
Один читатель первого издания этой книжки пишет: "Когда мне было примерно шесть лет, я часто ездил на поле или в лес со старым крестьянином на телеге, запряженной лошадью. Всегда на одном и том же месте дороги крестьянин останавливался и принимался что-то говорить. Заметив однажды, что я изумленно на него смотрю, он сказал: «Знаешь, малыш, на том месте на моей телеге всегда стоит маленький человечек, с которым я беседую. Он мне говорит, что и когда должен я сеять на моей пашне».

Для кого эта книжка? Она для тех, которые сами хотели бы производить вязаных гномов и ищут какого-либо руководства. Есть много возможностей это делать. Однако, это не должно быть как-нибудь, но с той тонкой способностью чувства, которое основывается на образах, взятых из истинного опыта. Фантазия должна учиться действовать точно в соответствии с действительностью. Иначе легко возникают слащавые или гротескные картины, или карикатуры, или также слишком очеловеченные существа, или же порядок цветов и пропорции тела соответствуют больше марионеткам.

Гномы должны быть сделаны тщательно, профессионально и вместе с тем, по возможности, близкими к оригиналу.
То же относится к цветовому и именному списку различных гномов. Гномы берут свои цвета от растений. Они лучше удаются тому, кто с пониманием чувствует их исполненный тайны мир и кто часто с любовью рассматривает растения и камни, способен им радоваться.




3. Внешний вид гномов и немного о технологии.
    Из рассказа Отти Баркхопф о посещении бабушки гномов, фрау Хоттингер (Швейцария).

Искусно связанные существа собирались часто такой величины, как вытянутая детская ладонь. Угловатые, дружелюбно-лукавые бодрые человечки с короткими ножками и длинными тонкими ручками, казалось, рассказывают удивительные истории. Тут были – Моховой, Лесные ягоды и Еловые гномы... Являлись, к примеру, Серый человечек, Подснежник и Морковный гномик, а также Защитник дома (Домашний гном). Но все эти добродушные чудаки имели собственное лицо и одежду, многие появились по специальному заказу получателя. Отдельные их части связанны очень тщательно из тонкой шерсти в тех красках, какие предлагает природа: лицо имеет часто цвет светлой земляной глины, тела с ножками и ручками в одном цветовом тоне, колпачок - в другом, обувь и ладошки также выполнены в одинаковом цвете.
 
Темные круглые глаза, вкрапленный нос, расширяющийся в полукруге тонкий штрих рта, создают маленькому парнишке умиротворенное выражение. Жидкая борода из махеровой шерсти нежной окраски округлена – она пришивается вокруг лица. У большинства выглядывают из под колпачков волосы. На мой вопрос, почему у них не всегда видны волосы, фрау Хоттингер дает уверенный ответ: «Молодые гномы еще не имеют волос, только старые». Я полюбопытствовала, откуда она это знает с такой уверенностью? Все объяснилось само собой: «Я же их вижу!» 

Мне нужен был случай, чтобы я сама крепко убедилась в существовании гномов. Вот фрау Хоттингер извлекла свою книжечку эскизов и быстро стала показывать мне полные жизни наброски, которые она после созерцания гномов на природе рисовала у себя дома на бумаге. Об одном особенном эскизе я вспоминаю сейчас: гном стоит на двигающихся качелях, вокруг его колпачка у него словно корона зубчатое колечко. Она рассказала мне, как смотрела вечером во двор, когда еще не стемнело. Шел дождь, и с плакучих ив перед домом струилась вода. Тогда обратила она внимание на отдельные ветки, которые ритмично качались туда-сюда, и увидела "короля гномов", который - держался за ветки, как на качелях, и весь мокрый неистово отдавался этому удовольствию. Блестящая маленькая корона была хорошо видна.

Она также рассказывала о других переживаниях, которые у нее были и в пещерах, и во время прогулок по лесу, и просто при белом свете в ясный солнечный день. Она могла их отчетливо видеть и наблюдать. Теперь я поняла, почему гномы фрау Хоттингер должны выглядеть так, а не иначе, а также узнала почему ее называли бабушкой гномов.

Современная технология изготовления гномиков из шерсти основывается на рисунках фрау Хоттингер. Существует именной список гномов, своего рода канон, предписывающий художнику при изготовлении гномиков придерживаться определенных цветов. Канон не накладывает ограничений на свободу творчества, просто, опираясь на найденные ею образы, можно быть уверенным, что созданная игрушка будет иметь те волшебные свойства оригинала, о которых говорилось в статье.
В одном только современная технология производства гномиков существенно изменилась: их можно не вязать, а делать из разноцветной натуральной не пряденой шерсти. Шерсть наматывается на проволочный каркас и взбивается стальной иглой. Получающаяся игрушка, размером 4 – 7 см, устойчиво стоит на ногах. Если она теряет устойчивость, то это всегда можно исправить. Гномик фактически не ломается, шерсть не разматывается, внешний вид не теряет свой облик, даже если гномик активно применяются детьми в их играх. Во многих случаях, гномики используются как талисман.

Чтобы купить гномика, обращайтесь к Татьяне Л. https://vk.com/id149689111.



Просмотры: 7159


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.