Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
Духовное в искусстве: Эффект присутствия в пейзаже
Эффект присутствия в пейзаже

Прот. Владимир Сергеев «Дивеевские сосны»
Холст, масло, 50 см х 40 см, 2010 г.


Изобразить присутствие чего-то высшего в пейзаже всегда было целью живописцев. От того, удалось ли художнику достигнуть эффекта присутствия высшего на картине, зависит многое в ее восприятии. Отсутствие присутствия ведет к голой декоративности. Например, в натюрмортах мы не претендуем на то, чтобы изобразить присутствие высшего, это просто картины, мертвая натура или still life, как говорят на Западе.
Иногда и пейзажи получаются у художников без эффекта присутствия; например, русские березы Куинджи, несмотря на то, что во всех остальных отношениях это прекрасные картины. Но бывают случаи, когда художник только потому и становится художником, что ему непременно надо запечатлеть это присутствие Бога в живой природе. Похожее, наверное, имеет место и с картиной протоиерея Владимира Сергеева «Дивеевские сосны». Просто само место настолько чистое и сильное, что мимо этих сосен невозможно пройти, не испытав сильнейшего стремления при помощи кисти запечатлеть их навеки.

Чувствуем ли мы энергетическую силу предмета?

Чувство присутствия высшего развито у людей в разной степени. Кто-то смотрит на дерево и нисколько не удивляется тому, какое оно огромное, какое развесистое, какое древнее. Если у него спросить, что он думает по поводу дерева, то он, пожалуй, ответит, что из этого великолепного экземпляра выйдет столько-то кубометров досок. И такое встречается сплошь и рядом, являясь важнейшим показателем того, что религиозные чувства у человека на нуле и он не ощущает Его присутствия даже в чистой и энергетически сильной местности.

А другой человек невольно замирает, увидев огромную сосну, у которой такой прямой, такой ярко-оранжевый ствол и которая так высоко возносится в небо. Руки хватаются за фотоаппарат, но фотография не может передать и сотой доли присутствия, переживаемого в действительности. Тогда человек тянется к холсту и думает, что при помощи масляных красок на такой большой плоскости, это будет реальнее. Но и холст оказывается слишком мал, чтобы одновременно передать и ее необыкновенную высоту и ее мощный многокрасочный сияющий ствол. Показать фрагмент ствола? Однако картина выйдет тогда не полной. Уменьшить ее, чтобы сосна поместилась на холсте целиком? Но не уменьшенная же сосна нас в действительности, а как раз то, что рядом с человеком она предстала такой громадной. В общем, задача оказывается не из легких.

Как же в живописи поступают художники, чтобы изобразить эффект присутствия?

Ну, в сказочной пантеистической живописи задачу решают натуралистически - рисуют прямо посреди природы богов или природных существ. Например, стоит скала, а при ближайшем рассмотрении оказывается головой какого-то дремучего бородатого великана. Такая живопись, надеюсь, отошла далеко в прошлое, и современные живописцы применяют куда более тонкие приемы. А изображать невидимое при помощи видимых сказочных существ – это теперь в изобразительном искусстве уже дурной тон.

Далее есть прием, изобретенный, кажется, импрессионистами, когда присутствие создается посредством маленькой точки, например, крошечной фигуркой человека, которая как некий центр берет на себя весь пейзаж. Эти своеобразные короли или королевы ландшафта играют на картине особую роль, создавая у зрителя ощущение, что кто-то невидимым образом управляет картиной, живет в ней. Такие картины очень интересны и, если художнику удается найти для короля или королевы их истинное место, представляют большую ценность.

Но есть еще более изощренный прием. Художник специально оставляет в картине как бы пустое место, которое непонятно почему ничем и никем не занято. Например, та же сосна может быть изображена слишком справа или слишком слева на картине. Тогда у зрителя создается впечатление, что образовавшаяся пустота должна быть Кем-то заполнена. Душа отводит это незанятое реальными предметами место для Бога. Вот почему в живописи так важна неравномерность заполнения поля картины.

Как достигнут эффект присутствия в картине «Дивеевские сосны»?

Здесь перед художником стоит та непростая задача, когда он хочет показать красоту деревьев вблизи. Что он делает с соснами, которые, так сказать не помещаются в кадр нашего восприятия? Он рядом с ними изображает другие сосны, которые из-за того что они вдали, попадают в поле зрения более полностью. И получается, что на картине возникла композиция: красивые красные пятна стволов сосен, которые вблизи, и мощные темно-зеленые кроны деревьев, которые вдали. Таким образом, благодаря перспективе, ритму и количеству, удалось вписать громадность сосны в пейзаж фактически полностью. Большой, поражающий наше воображение предмет, оказался на картине представленный целиком.

Эффект присутствия состоит, вообще говоря, в том, что мы видим что-то громадное и совершенное в своей структуре, но кроме этого громадного и совершенного есть еще что-то более громадное и более совершенное. Это всегда сравнение одного масштаба с другим. Например, мы видим высокие, красивые, совершенные деревья, но над ними находится еще более высокое, совершенное и красивое небо. Сочетание этих двух масштабов всегда производит эффект присутствия.

Как этот более высокий масштаб представлен здесь? Ведь сосны заслонили весь небосвод! Однако художник нашел очень интересный способ. Посмотрите на эти фиолетовые тени стволов, которые показаны намеренно тем фиолетовым цветом, которого не может быть в натуре. Это право художника, и этим он добивается нужного эффекта. Солнца на картине фактически нет, но есть эти странные тени, которые свидетельствуют не о чем ином, как об отсутствии в данном месте солнца. Что это значит? Как на это реагирует душа зрителя? Она видит фиолетовую пустоту, и эта фиолетовая пустота благодаря особому свойству фиолетового цвета все удалять как раз и образует на картине вместилище для чего-то высшего, чем эти сосны. Сосны закрыли высшее, но на картине остался след высшего, и в этом следе, в этих фиолетовых тенях оно присутствует.

© Copyright: Михаил Андреев, 2010





: Количество просмотров 147

Низкие цены на все товары!




Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


   Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.