Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Морской пейзаж и жажда духовного опыта.
Морской пейзаж и жажда духовного опыта..



Константин Стерхов "Регата"
бумага/акварель, 53 х 73 см, 2009 г.

Морской пейзаж – это тройная стихия – воды, воздуха и света. К трем стихиям художник хочет добавить четвертую – стихию краски, в данном случае – акварельной, которая наилучшим образом передает эту стихийность. Кроме того, морской пейзаж всегда интересен присутствием людей, совершающих плавание в тройной стихии и получающих от нее неповторимый опыт. Зачем нужны люди в морском пейзаже? Зачем эти лодки и парусники, которые на картинах художников часто борются с бурей и терпят крушение?
Получается, что морской пейзаж без них неинтересен, потому что эти лодки, эти люди и яхты суть наша ближайшая перспектива жизни, это то, что произойдет или уже происходит с нашей душой. Когда мы видим морской пейзаж, то задаем себе вопрос: а что если и я сделаю решительный шаг и отправлюсь в жизненное плавание, как борец за свое дело, за свое предназначение и счастье. Часто бывает, что мы этого шага так и не делаем, и тогда наша пустая посудина стоит привязанной к берегу, служа вечным напоминанием, что где-то есть настоящая жизнь, которой ты не живешь.

Самое интересное на земле – это окунуться в морскую неуправляемую стихию, причем, с головой, и так, чтобы подальше от берега, но при этом не так, чтобы погибнуть в ней или трусливо начать от нее спасаться, а так, что найти через нее свой собственный путь, браво держаться на волнах и прекрасно себя чувствовать. Это не реклама морских путешествий, просто такое мореплавание – даже если мы далеки от моря – может начаться в жизни у каждого человека и называется оно путем духовного ученичества. И для того, чтобы передать наши ощущения от жизненного ученичества, служит живопись и, в первую очередь, морской пейзаж.

Путешествие начинается с берега. Ты стоишь здесь на земле, как физический человек, на твёрдой почве физического мира, а твоя цель, духовный мир – он где-то там, за морским горизонтом, в недосягаемой туманной дымке. Здесь ты свободно управляешь собой, можешь пойти направо, или пойти налево, можешь остановиться, поменять направление движения на обратное и вернуться туда, откуда пришел. Здесь всё легко, ты можешь вообще никуда не ходить, а лежать на песке, и земля под тобой не провалится, и не поглотит тебя, и не унесет неведомо куда, пока ты спишь. Но ты хорошо понимаешь, что духовное не здесь, а там, за береговой чертой, что твое истинное существо где-то там, и чтобы отправиться к нему, надо оттолкнуться от берега и потерять твердую почву под ногами.

Мы всматриваемся в морской пейзаж. Нам это доставляет огромное удовольствие, потому что таким образом мы получаем предощущение того, что будет. В жизни мы обычно ощущаем лишь страх. Этот страх неизбежен, когда мы хотим взяться за какое-то новое дело, решительно начать новую жизнь. Но если мы смотрим на пейзаж, то не чувствуем страха, наоборот, чувствуем силу и уверенность.

Эти люди, которые на картине, они справляются со стихией, у них есть знание, что и как надо делать, они опытны. И ты понимаешь, когда смотришь на картину, что тебе тоже нужен их опыт. Жажда опыта – вот первое, что пробуждает этот пейзаж. Ты нуждаешься в опыте, - это конкретно говорит акварельный рисунок. Тебе необходима регата (конечно, в переносном смысле), чтобы уметь, чтобы смочь, чтобы не плакать от того, что не справляешься с управлением. Тебя несет, захлестывает, крутит, бросает из стороны в сторону, все размыто, непредсказуемо и не так, как надо, и хочется опустить руки и бросить все к черту, но ты понимаешь, как все это одновременно здорово и красиво. В жизни любой опыт – это боль или неприятность, однако смысл живописи - подчеркивать красоту опыта. Ты можешь ругаться последними словами, выбиваться из последних сил, но посмотри, как великолепно смотрится на волнах твоя яхта! Ты делаешь все, чтобы она не столкнулась с соседней – только бы пронесло, только бы увернуть – но обрати внимание, какой сильный ритм, как вытянуты в небо их паруса, как они стремительно и красиво идут! Да, тебе необходим этот опыт – научиться во время трудностей обращать внимание на красоту.

Раньше художники смотрели на море не так. Раньше был Айвазовский с его величественными пейзажами Черного моря, прописанными до мельчайших цветовых эффектов, с его Девятым валом и т.д.. И мысль была одна – философская мысль – как велико и прекрасно море духа, какой маленький человек по сравнению с ним и какие великие опасности подстерегают его на духовном пути. И главная идея была – показать великую красоту и неприступность моря. Идея же современной живописи – не красота моря, как такового, а красота человека, переживающего состояния духовного ученичества. Море в этом смысле сейчас стало как бы ближе, мы не думаем больше о кораблекрушениях, о том, как спастись, как выжить в борьбе, но учимся и думаем, как собой управлять, как понимать язык моря, как извлекать из этого понимания счастье и истину.

И этому современному состоянию более соответствует, не масляная, а акварельная живопись. В акварельной живописи, по сути, тоже не просто управлять стихией краски, как в морском путешествии – стихией волн. В ней обязательно присутствует эта непонятность, отрывочность, неразбериха, проникновение одного в другое, то есть, всё, что переживает в своих состояниях ученик. Н в том и заключается мастерство художника – чтобы через эти отрывочность, неразбериху, проникновение мы видели бы, тем не менее, самую настоящую реальность, действительность. Как если бы этот набросок, этот морской пейзаж, возник всецело из внутреннего состояния творца. Это настоящее творчество изнутри, соединенное с виртуозностью владения водной стихией краски, и этому искусству у художника надо учиться и учиться!



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.