Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Три открытия соцреализма, или о том, где ловится крупная рыба
Три открытия соцреализма, или о том, где ловится крупная рыба




Александра Токарева "Клюет!"
картон, масло; 50 х 65 см., 1970г.
http://www.sovjiv.ru/painters/tokareva/


Для заядлых рыбаков, ищущих новые места для рыбалки и невзначай открывших мою статью по запросам крупная рыба, зимняя рыбалка, где хорошо клюет и т.д., сразу спешу сообщить координаты: это озеро Мстино под Вышним Волочком в Тверской области. Но рассказывать подробно: что, как и почем клюет, в интернет-статье, посвященной русским художникам, извините, не мое дело, поэтому отправляйтесь туда сами и проверьте. Места там великолепные; недаром художники, которые так разборчивы в отдыхе на природе, наезжают сюда толпами, особенно славилась эта местность в старые советские времена. Неподалеку от озера находится дом творчества «Академическая дача», вот туда-то они и устремляются, но не только для того, чтобы отдыхать и рыбачить, а ловить настоящую крупную рыбу (что под сим подразумевается – см.ниже). Бывал здесь и знаменитый художник-реалист Владимир Токарев (1918-1988). Три года проработал он на Академичке художественным руководителем, а потом построил свой дом-мастерскую, остался в нем жить навсегда и создал там вместе с женой главные свои произведения. Он изображен на картине собственной персоной в первый год деревенской жизни, застигнутый за ловлей рыбы.

А теперь перейдем собственно к теме трех великих открытий, совершенных художниками реалистического направления, так называемого социалистического реализма. Мы с вами думаем, что это направление в уже миновало и является в живописи пройденным этапом, однако часто недооцениваем то, чем этот этап реально обогатил развитие искусства. Названный период и его ведущие представители создали не только огромное количество произведений реалистического жанра, но и произвели переворот в приемах и методах работы, без которых просто не мыслимо творчество современного живописца. Их открытия поставили изобразительное искусство на уровень философии и религиозного исповедания. Согласитесь, ведь живопись это не просто увлечение, но это путь и образ жизни. В чем заключаются указанные открытия, мы сейчас и рассмотрим на примере лишь одной работы, которая представлена выше.

Итак, на картине «Клюет!» изображен художник Владимир Токарев. Автор картины, кстати, его жена Александра Феликсовна Токарева – тоже художник, она еще жива (родилась в 1926 г.) и, наверное сделала для искусства не меньше, чем ее муж. Ее отец, Дрейлинг Феликс Михайлович, ученый и агроном, расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1964-м; мать - Дрейлинг Александра Васильевна, скульптор. Сама Александра Феликсовна окончила Ростовское художественное училище в 1948 г., а потом продолжила художественное образование в 1953 году в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР, который окончила в 1959 году по мастерской В.М. Орешникова. Я это к тому, что перед вами – как вы и сами можете догадаться - знаменитая картина знаменитого художника, стоящая огромных денег и являющаяся национальным достоянием, а не легкомысленное семейное развлечение. Впрочем, побольше бы таких развлечений! Фотоаппарат в современную эпоху, к сожалению, совершенно вытеснил этюдник с масляными красками и заполонил интернет всякими экзотическими фото, созданными без усилий и напряжения таланта. Да и скажите: какая же жена усядется сейчас на льду, чтобы писать в неподходящих походных условиях портрет собственного мужа!? Теперь такие развлечения ушли, увы, в далекое романтическое прошлое, хотя именно такие созданные с этюда картины больше всего и ценятся коллекционерами.

Однако вернемся от истории к самому произведению. Художник В.Токарев показан здесь за совершенно несвойственным для художника занятием. Ведь, нормальный живописец должен работать за холстом, а не удить рыбу! Для художника такого плана – это, извините, несерьезно сидеть рядом с лункой! Вас самих не настораживает сей факт, что художник-реалист Александра Токарева, создавая, можно сказать, исторический портрет, представляет личность художника Владимира Токарева в несуразной, сбивающей зрителя с толку обстановке - не как художника, а как какого-то мужика-пенсионера, которому нечего делать? Как зритель догадается, что изображен художник? Если вас такая антиинформативность картины не настораживает и вы не считаете странным, что знаменитый художник удит рыбу, то, значит, вы уже привыкли к социалистическому реализму. Вы уже прониклись тем, что любую личность можно изобразить в любой момент, потому что это жизнь, потому что это реализм. Художник может мыть руки, может ловить рыбу, может сидеть за столом и ничего не делать, потому что он тоже человек. Направление по этой причине и называется реализмом, потому что оно изображает жизнь такой, какая она есть, без внесения в нее идеи или идейной характеристики, что певец должен стоять у рояля, военачальник сидеть на коне и быть при шпаге, а царь держать скипетр. В современной живописи такая непредвзятость сюжета стала нормальной и даже не воспринимается, как прогресс или новаторство. Но пару веков назад было невозможно представить, чтобы какой-нибудь художник - например, Ломоносов - выложил мозаику, изображающую женщину - Екатерину II, например - пропалывающую грядку в ее величества Екатерининском парке! Это вызвало бы страшный скандал, и такие скандалы действительно случались позже с новаторами-реалистами, которые вторгались с неприкрытой правдой жизни. Почему-то эта правда считалась недостойной искусства. Соцреалисты пошли еще дальше и отказались вообще от всякой идеи (имеется в виду, нехудожественной идеи) в изображении людей и предметов. Их не интересовало, художник этот человек, или философ, или рабочий, они рисовали человека как такового, в любой жизненной позиции – на работе, на отдыхе или за мытьем рук – их интересовал человек как живописный объект. И это было гигантским достижением реализма. Конечно, нашлись и другие художники, которые быстро преодолели «безыдейность» искусства, заменив отсутствие идей на новые официальные идеи, но наиболее талантливые художники все же исходили из реальности как таковой.
Отсюда можно вывести первое открытие реализма:

1. Предметом живописи может быть все что угодно, практически все, что мы видим в окружающем мире. Данное открытие необычайно расширило возможности живописцев и поставило перед ними новые задачи. Отныне художник брался за самый простой предмет – например, мог изобразить пустую вазу без цветов – но вкладывал в нее столько таланта, столько знания жизни и физического опыта с его такими непростыми законами света, цвета и тени, что она поистине становилась шедевром. Художники, таким образом, возвышали своим творчеством повседневные вещи, повседневные события и картины, вознося их на новый уровень познания, на уровень религиозного почитания. Если под таким углом смотреть на живопись соцреализма, то становятся понятными все эти доярки, передовики производства, колхозные собрания и т.д. Если раньше живописец искал красавицу-модель для своей картины (Поль Гоген погнался за экзотической красотой даже на остров Таити!), то теперь художник-соцреалист находил идеал творчества в том, чтобы добывать красоту из всего, из самого незамысловатого и ничтожного предмета.
Посмотрите, только на этот снег, элементарный белый снег! Мыслимо ли создать красочную картину на основе белого снега, да так, чтобы это еще не было враньем? Оказывается, да! Обратите внимание, как выписано зеленоватым цветом утоптанное место на снегу рядом с рыбаком - это же гениально! Одним только цветом художник сумела создать ощущение выемки в снегу! А эта полоска черноватого цвета вверху картины - как мастерски она передает ощущение пространства! В такого рода вещах и упражнялись художники советского периода, достигая при этом непревзойденных высот.
В связи с первым открытием изменился и сам творческий метод в живописи, который можно сформулировать как второе открытие:

2. Художник должен изображать только то, что действительно увидел во внешнем мире, и что стало его личным переживанием. Поясняя этот пункт, можно сказать так: до соцреализма художник так или иначе исходил из идеи. Например – из идеи написать морской пейзаж с парусником. Имея в голове эту идею и приблизительный образ картины, он отправлялся на море, дожидался, когда на рейде появится необходимый ему парусник, и тогда уже рождалась картина. Все художники, писавшие библейские сюжеты, тоже исходили из идеи. Они замышляли в воображении примерный план картины, а затем искали в памяти или в природе, как выглядят необходимые им предметы. Рубенс, ведь, не видел в природе никакой лестницы Якова, он сначала имел это как идею. Всем известный Леонардо да Винчи 12 лет искал нужный тип лица, по которому он собирался написать портрет Иисуса для своего полотна «Тайная Вечеря». И так было во всем, от маленьких рисунков до больших полотен: сначала идея, потом ее постепенное живописное воплощение.
А с приходом реализма все изменилось. Теперь художник должен был поймать момент, увидеть тот или иной пейзаж или сюжет, который его поразит. Он должен был сначала подсмотреть живописный у действительности, записать его в свою образную память. Возвращаясь к картине «Клюет!», можно представить себе такую сцену, когда жена, увидевшая своего мужа-художника за ловлей рыбы, говорит:

- Слушай, а ты славно смотришься вместе с котом. Дай-ка я тебя напишу!
- Ничего не выйдет! - возражает художник. - Ровная белая плоскость, на ней черный мешок, в тулупе и в шапке. Это слишком тривиально, не живописно!
- Нет-нет, я все же попробую!

Попробовала, и действительно получилась картина. И мешок не такой уж мешок, и характер и осанка точно прописаны. Новаторство состоит в том, что никто раньше не писал рыбака на зимней рыбалке. Никому не приходило в голову, что это тоже живопись, достойная называться искусством. И вот, целью художников-реалистов стало вылавливать из круга своего восприятия моменты, которые просятся на картину, запомнившиеся своей тайной незамеченной красотой. Девиз реализма: отражаю и рисую феномен, который я лично увидел в действительности! Ничего от головы, ничего от произвола воображения, никакой фантастики и библейских сцен! В этом смысле художник-реалист посчитал бы за идиота (или за коньюктурщика, в зависимости от ситуации) всякого современного мариниста, изобразившего парусник на синем море. «Где ты в наши дни увидел бригантину? Это не живопись! Ты должен писать только то, что видишь!» Не менее категоричным было бы его суждение и о всех абстракционистах, которые, по его мнению, маются дурью и не видят главного.

Глядя на картину, можно вывести еще и третье открытие, которое также перевернуло всю живопись в ХХ веке. Об этих открытиях мало говорят, и мало кто их замечает, но, тем не менее, они естественным образом внедрились в развитие живописи. Третье открытие можно сформулировать в виде правила:
3. Изображай людей всегда в действии, когда они работают и чем-то заняты!
Чем занят наш герой на картине, можно не пояснять. Он ловит рыбу. Это не портрет художника, как мы сказали, а картина, изображающее действие или занятие некого человека. Он весь внимание, он выжидает мгновение, когда можно будет подсекать. Спокойное, но деятельное ожидание. Посмотрите еще раз на картину и зафиксируйте, что на ней показана не личность, а действие или, другими словами, эпизод. И нечто новое для живописи, что также нуждается в пояснении. В связи с этим я хочу указать на раннее творчество норвежского художника Эдварда Мунка, который еще в 19-ом веке сказал: «Хватит статичных фигур и портретов! Хватит позирующих натурщиц! Пусть каждый персонаж будет исполнен чувством, страстью, страданием живого человека!». То был определенный шаг вперед в живописи, и если вы вспомните, например, его «Ужас», украденный вместе с «Мадонной» из музея Мунка в 2004 году, то поймете, о чем речь. Однако соцреализм сделал по сравнению с Мунком еще один шаг вперед. Хотя у Мунка фигуры и выражают чувство, но они, по сути, ничем не заняты, не работают, не выполняют никакого действия! В этом смысле они тоже статичные, хотя и чувствующие, и только реализм ХХ-го века по-настоящему расковал персонажи картин. Кто-нибудь может сказать, что это не ново, что и у Босха, и у Брейгеля, например, и у многих других художников прошлых веков люди на картинах тоже что-то делали. Однако это было не так, как на данной картине! Там были просто движущиеся фигурки, схваченные в определенной позе. Здесь же фигура рыбака выражает действие, замышленное из духа. Поэтому о живописи реалистического направления ХХ-го века, в первую очередь, о русской живописи можно сказать, что в нее вступил дух, действующий дух, который расковал человеческий образ в творчестве некоторых художников, так что их картины следует понимать как картины, рисующие одухотворенных людей, то есть, людей, движимых духом. Это весьма примечательно, ибо философское мировоззрение этой эпохи, наоборот, отрицало дух, как действующую силу. А в живописи, в этой самой реалистической живописи, все выходило по-иному!

Отсюда наука – не надо пренебрежительно относиться к соцреализму. В нем скрыта великая духовная сила. Внешне реалистическая живопись выглядит как совершенно материалистическое течение, внутренне же она проникнута духом. Именно духом проникнуты те картины, на которых изображались пахарь за плугом, рабочий за станком, активист на комсомольском собрании и т.д. А в пейзажной живописи того периода, в тонкой игре световых и цветовых нюансов действовали природные духи, точно также раскованные чувствующим реальность художником. Воля и дух – вот что изображали мастера реалистического направления, и значение созданного ими в ту антидуховную материалистическую эпоху поистине огромно.

Вот главные открытия соцреализма, которые может непредвзято увидеть и признать в нем любой человек. Конечно, были и другие открытия, касающиеся техники письма, но мы сейчас говорим с точки зрения восприятии живописи, что может подтвердить каждый. Эти три открытия, найденные художниками в эпоху соцреализма, действуют в искусстве до сих пор, и если живописец руководствуется ими в своей творческой практике, то он, что называется, ловит крупную рыбу. То есть, создает великие произведения. Теперь вы знаете, где и как она ловится!
Ну, а зритель? Может он тоже поймать крупную рыбу?
Конечно – если, когда смотрит, понимает величие этой живописи!



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.