Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Какая идея у чертополоха? Цветы и натюрморты Ван Гога.
Какая идея у чертополоха?.



Ван Гог, «Полевые цветы и чертополох в вазе»
холст/масло, 1890 г.


Художественная критика – это искусство сказать своими словами о произведении живописи то же самое, что хотел сказать художник. Как же так! – возразите Вы. – Это просто цветы, обыкновенный натюрморт! Художник не хотел им ничего особенного сказать! Это надо видеть, картина на холсте говорит сама за себя. Однако, то же самое можно сказать и о произведении Ван Гога: «Зачем художнику писать эти полевые цветы? Ведь эти роза, васильки и чертополох в вазе говорят сами за себя! Их можно увидеть просто так, проходя вдоль обочины поля. Зачем переносить увиденное на холст?»
Пока мы отвергаем идею в простом натюрморте, нам никогда не найти ответа на поставленные вопросы. Нам кажется, что никакой идеи не существует, мы проходим мимо нее и, таким образом, проходим мимо себя. Но это отсутствие идеи в картине только кажущееся.
Художники до Ван Гога веками создавали изысканные натюрморты - с удивительными, чрезвычайно прекрасными цветами, которые редко увидишь в поле или в саду. Если это розы, то мы увидим на холсте шикарные розы, настолько изящные и свежие, что их стоимость можно сравнить со стоимостью самой картины. Так же и в старых картинах была идея, но обыкновенные люди не подозревали о ней и видели на полотнах лишь сам повторенный в красках объект, они были полностью им довольны.
Сейчас люди изменились, и настали другие времена. Теперь недостаточно узнавать в живописи одни прекрасные формы, теперь все чаще говорят о творческой идее, индивидуальном мировоззрении творца, и каждая картина это повод придти к новому видению. Глядя на картину, можно почувствовать умонастроение художника, которое несходно с твоим. Искусство перестает быть искусством для интерьера, украшением богатых гостиных, предметом роскоши. Оно становится в полном смысле слова инструментом воспитания духа.

Именно это и хочет сказать Ван Гог своим натюрмортом, посадив в простую вазу наряду с простыми полевыми цветами, самый что ни на есть натуральный чертополох. Этот чертополох мы вырываем с корнем, когда пропалываем грядки. Во всей Европе он сорняк номер один, и его даже принято ненавидеть. Чтобы сделать этот злостный и ненавистный людям сорняк предметом живописи нужен некоторый качественный скачок в сознании. Необходимо отречься от видения утилитарной стороны предмета и своих привычных мыслей, которые с ним связаны, типа: чертополох надо выдирать с корнем, эти колючки растут у нас по обочине поля, если б не эти сорняки, был бы такой урожай! От этой прагматической хозяйственной стороны надо уметь быстро обратиться к цветовой идее. В картине важна не разновидность цветка, не ботаника, не сельское хозяйство и даже не его красота и соответствию интерьеру комнаты, а то, что он создал определенную форму, поставить пятно необходимого цвета, внес в произведение индивидуальный нюанс. Для живописца важен, скорей, контраст чего-то с чем-то, прекрасного рядом с безобразием, плавного и мягкого с угловатым и колючим – как у этих чертополоха и злаков. В этом есть идея, взятая из действительности. В ней всегда имеется этот контраст, всегда присутствует что-то нарушающее спокойную гармонию. В этом беспокойстве, контрасте есть жизнь: всякие иглы, стрелы, ножи, кровь, разложение, противоборство, крик. Без увядающих листьев букет будет абстрактным, то есть, лишенным жизни и творческой закваски предметом.
Чувствуя эту жизненную тенденцию, Ван Гог писал свои картины так, чтобы люди видели не саму картину, а идею. Его техника – это техника продолговатых штрихов, она отличает все его работы, начиная от портретов и заканчивая натюрмортами. Спрашивается: почему такая техника? Да просто потому, что работая в старой манере, когда ценилось детальное прописывание объекта, он остался бы преданным старому эстетскому направление, не сумел бы так остро выделить свое мышление, отделяющее идею от формы. Он никогда не смог бы сказать, как художник нового направления, претендующий на гениальность: «Смотрите, господа! Вот так я вижу мир! Это моя идея, так должно быть! А все остальные формы в искусстве это смерть!»

Лично меня чертополох всегда восторгал своими фантастическими шипами и красно фиолетовыми цветами, похожими на неопознанные летающие объекты. Есть что-то космическое в этом растении. Хоть оно и злое по отношению к нашим полевым культурам, но поистине красивое, и, заселяя поля, оно хочет конкурировать с ними по красоте. Это растение – идеалист, оно борется за красоту.



  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.