Об авторе
Манифест художественной критики
   О проекте
   Заказать галерею, сайт
   Заказать статью
   50 лучших картин
   Заработок партнерам
   Обучение художникам
   Частные публикации
  ATRSOPHIA-SHOP


Ваши продажи 24 часа в сутки


  ТОП-статьи

Свет и изображение света


Как продать картину


Light and Sea Inside Me


The Perpetuum Mobile of Creativity


How to promote your art in a social network


Paintings from the before birth


The painting to understand ourselves


  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:
   Арт брют и его корни в русском изобразительном искусстве
Арт брют и его корни в русском изобразительном искусстве




Анна Вареник, Картина № 6 «Хищники » из серии «Противостояние»,
Бумага/тушь, акварель, 29,5 х 21 см, 2010 год.


Прошу не пугаться! Это арт брют – одно из самых непонятых направлений современной живописи. То, что вы видите на картине, это не кошмар, не ужас, не сюр, не больная фантазия выжившего из ума художника, не внутреннее состояние осаждаемой демонами души, не протест против убогой действительности, не крик человека против насилия, а что-то совершенно другое. Арт брют – это жанр, в котором художник самым грубым, самым оскорбляющим восприятие зрителя образом должен изобразить самую горькую истину, самое сильное откровение и самое крутое видение ситуации. Причем, это не совсем обычная истина, а истина, которую навязывает ему его Двойник, его альтер-эго - или как еще там выразиться… - словом, какое-то элементарное существо, которое сообщает человеку окончательную ясность. Это такое видение ситуации, когда хочется выругаться матом, потому что иных слов не подберешь. Арт брют – это мат в живописи, своеобразный художественный мат. Это та ясность, о которой Карлос Кастанеда сказал, что она враг человека. Однако ясность это в любом случае хорошо, и прежде чем ее отвергать, к ней надо придти, а еще лучше – выразить на бумаге, как делают художники арт-брюта.

Что мы видим на рисунке? Это упавшая и перевернутая буква «П», которая, вы сами понимаете, что означает. Многие опрометчиво рассчитывают, что после того как наступит п----ц, будет лучше. Плачь душа, обливайся черными слезами – лучше не будет! Не пожалеют даже свергнутую букву «П», облупят с нее штукатурку и обкрутят со всех сторон черной колючей проволокой, чтобы не трогали гады, а душу (видите там что-то похожее на женщину с оголенной грудью) припрут к этой букве автоматами и заставят за все отвечать. Впрочем, душа сама хороша – вместо рук у нее страшные когти, которыми она отчаянно царапает букву, а вместо лица вообще не пойми что. Падая, буква обязательно придавит чьи-то руки – так надо по жанру, а иначе п----ц будет не полный и не окончательный. Вот так! А вы говорите, искусство, красота, прекрасная живопись… Пока вы не поймете, какой людям грозит П----ц, никакого прекрасного искусства не будет!

Кто же так старательно убеждает душу в ее безысходности? Кто приставляет к ее груди автоматы? На рисунке трудно разглядеть этих странных субъектов, это какие-то обрубки рук и ног, какие-то фантомы. Это двойники, то бишь, собственные порождения человека, от которых он не знает, куда деться, но с которым ему, хочешь не хочешь, предстоит жить. Можно подумать, что это зло, однако это не зло в нашем понимании, это, скорее, изнанка души, подоплека человека, с которой он должен научиться обращаться, если вообще хочет чего-то добиться. Это искусство обращаться с собственной изнанкой, с подоплекой мира и есть арт-брют. Посмотрим, какое определение дают арт-брюту в сети.

Арт-брют (фр. art brut, буквально — сырое или грубое искусство) — термин, введенный Жаном Дюбюффе (1949) для обозначения непрофессионального искусства самоучек, детей, душевнобольных, инвалидов, заключенных, визионеров и т. п., не знающего или не признающего художественных конвенций, которые сложились в профессиональных искусствах, истории искусства, художественной критике с периода Возрождения до эпохи импрессионизма. В частности, арт-брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д. В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров (англ. outsider art), который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, фолк-искусство, визионерское или интуитивное искусство, новая изобретательность (нем. Neue Invention), примитивизм.

Насчет душевнобольных и инвалидов я никак не могу согласиться. Арт-брют - это совершенно здоровое искусство, предпринимаемое совершенно здоровыми людьми и в здоровых целях. Разница только в том, что эти люди в отличии от «нормальных» художников знают одну тайну о происхождении прекрасного в искусстве, и помня о ней, оно уже не могут просто так изображать прекрасные пейзажи, натюрморты и т.д. Они знают плату, заплаченную художником за возможность писать красивые, радующие взгляд вещи. Это все равно что писать красками, за которые заплачены миллионы, а потом продавать картины по тысяче рублей, Тут поневоле отложишь эти чудо-краски в сторону до тех времен, когда станешь великим посвященным художником и твой мазок будет оцениваться в миллионы. Следующая картина немного приоткрывает указанную тайну.



Анна Вареник, картина № 7 из серии «Противостояние», «В глазах раненых солнечным ядом…»,
Бумага/тушь, акварель, 25 х 21 см, 2010 год.


Женская фигура – это душа художника. Она отвернулась от зрителя, и смотрит в ту сторону, где стоят эти неприятные существа, полудети, которые являются хозяевами ситуации. В руках у них символы разрушенной уходящей эпохи насилия: серп, молот, автомат. От того, что эти символы в руках детей, становится как-то не по себе. Ясно, что они еще не наигрались, что они еще вволю ими воспользуются и будут своей наивной детской игрой издеваться над человеком и человеческими ценностями. А один из них подошел к душе вплотную и вцепился в нее своими острыми корявыми зубками, конечно, доставляя ей душевные мучения и боль. Кто эти существа? Это существа красоты, а вернее, существа безобразия, которые своим невыносимо безобразным видом жалят душу художника. Тот человек, который однажды ужален или укушен существом безобразия, становится потом художником и получает стремление к красоте. Ни один художник на вопрос интервью, почему он стал художником, увы, не сказал всей правды. А правда та, что художник укушен творящимся вокруг безобразием, и именно эта боль от укуса существом безобразия как раз и рождает в нем горячее стремление к красоте, которое он и реализует, создавая прекрасные произведения искусства. И все время, пока он творит, ему приходится терпеть атаки этих гадких хищников, какими в духовном мире являются существа безобразия. Это и есть плата, заплаченная художником за созданное им прекрасное произведение искусства.

Что же делает художник арт брюта? Вместо того, чтобы бежать от существ безобразия в мир красоты, в мир творчества, художник атр брюта начинает с ними жестокую битву. Поэтому на его картинах появляются в больших количествах орудия убийства: пистолеты, гранаты, танки, автоматы. Его цель – выявить и проявить на картине существ безобразия, этим он наносит им удар. Существа безобразия не любят, когда их проявляют. Собственно говоря, это битва с самим собой. Вот, что по этому поводу пишет художник Анна Вареник:

В интервале между рождением и смертью человек ведет невидимую внутреннюю войну со своим Эго. В своих картинах я показываю, что в процессе всей жизни мы противостоим сами себе, воюем со своей сущностью. Наши мысли противоречат словам, а слова – действиям. Самое сложное – это перестать видеть врага в самом себе.

Если не учитывать этих вещей, невозможно понять название, которое художник дала своей картине: «В глазах раненых солнечным ядом…» Кто ранен? Что такое солнечный яд? Яд – это чем существа безобразия жалят художника. Художник ранен их ядом, и ранен, прежде всего, через глаза, когда ясно видит перед собой творящееся безобразие и в прямом и в переносном смысле. Но почему яд солнечный? Разве солнце так уж безобразно? Нет, художник, конечно, стремится к солнечному искусству, но происходит это так, что сначала он должен увидеть существ безобразия. Он должен начать с того, что его глаза увидят серость, мрак, издевательство над здравым смыслом, а потом уже красоту мира. Это должно быть так, а не наоборот, потому что человек должен стремиться к идеалу, а не танцевать от идеала. Вот так объясняется название картины, которое находится в полном соответствии с содержанием тайны.

Далее приводится материал о первоткрывателе арт-брюта, чтобы читалель мог найти свое подтверждение или свое несогласие со сказанным.

Жан Дюбюффе и арт-брют
Маг. Жан Дюбюффе, 1954

Дюбюффе родился в Гавре 31 июля 1901 в семье виноторговца. Начал заниматься живописью в 1916 в родном городе, пробовал свои силы в литературе и музыке, переменил несколько профессий, в частности, помогал в торговле отцу, а в 1940 открыл собственную винную лавку в Париже. Работал как художник с 1942, создавая зарисовки в «наивной» манере, близкой по духу к детскому из-творчеству. В 1944 в парижской галерее Р. Друэн прошла первая выставка его произведений.

Окончательно сформировался как мастер, разработав (с 1946) технику «hautes pates» («поднявшегося теста»); заменяя традиционные краски смесью гипса, извести и цемента, размазывал это «тесто» по холсту и наносил на образовавшуюся грубо фактурную поверхность линии-царапины. Писал таким способом условные «портреты», «пейзажи» и фигурные «сцены», впечатляющие не сюжетом и деталями, а самим материалом, той хаотической и тусклой массой, откуда нарождались эти нарочито «варварские» образы, в том числе мрачные мотивы пустыни, навеянные его путешествиями в алжирскую Сахару (в конце 1940-х годов). Скандальную известность завоевала его серия Женские тела (1950) – с изображениями нагих фигур, словно вмятых в картинные плоскости катком-асфальтоукладчиком. Со временем создавал все больше теоретических текстов, указывая на необходимость преодоления «удушающей культуры» (название его книги 1968) с помощью «грубого» или «сырого» (brut) искусства, обнажающего подсознание без той жеманной манерности, что была характерна для сюрреализма. С помощью специальных выставок и публикаций стал подбирать историко-этнографический фон для своего неопримитивизма (искусство детей, внеевропейских «дикарей», крестьянский и городской фольклор вкупе с творчеством душевнобольных, которое никогда еще не выдвигалось на стилистическую авансцену с такой энергией).

В 1960-е годы увлекся техникой спонтанно-бессознательного рисования шариковыми ручками, называя эти рисунки непереводимым неологизмом «hourloupe». Эти витиеватые, но скупые по цвету графизмы определили его позднее творчество, включающее и ряд монументально-декоративных и архитектурных работ, наиболее известной из которых является его собственная «Вилла Фальбала» (1971–1973), выстроенная в Периньи под Парижем из пластика. На ретроспективе в нью-йоркском Музее С.Гуггенхейма (1973) представил свое искусство на сцене при содействии музыкального театра «Куку Базар»: танцоры выступали здесь среди фигур, исполненных в стиле «hourloupe».

Именно Дюбюффе является основателем художественной концепции Art-Brut — грубого искусства, в которой связал воедино примитивную реакцию плоти, ничем не прикрытую жестокость и стремление к физическому уничтожению жизни, проявившееся в охваченной военным пожаром Европе.

Он начал коллекционировать работы примитивистов, душевнобольных и детей, так как, подобно всем сюрреалистам, высоко ценил непосредственность их подхода к творчеству. По мнению Дюбюффе, только этих людей можно было считать истинными художниками; все остальные были слишком консервативны и далеки от субъективизма, придающего человеку подлинную индивидуальность. Он был убежден, что только грубая фактура, такая как шлак, из которого он создавал свои скульптуры, в противопоставление отшлифованным бронзам Пикассо, способна полностью выразить новый тип жизненных отношений: отношений распада.

Дюбюффе любил поговорить на темы случайных находок материала, но при этом преследовал строго определенные цели. Использование шлака в качестве материла для скульптурных работ, стало его фирменным знаком. Процесс очищения цивилизации от ненужного сора становится источником искусства, которое могло возникнуть только из мусора.

Дюбюффе и еще несколько художников старшего поколения, таких как Фрэнсис Бэкон и Альберто Джакометти, стали кумирами нового поколения европейских художников, восторгавшихся их способностью живо реагировать на перемены в современном мире.

Дюбюффе разделил с Бэконом заслуженную славу мастера изображения военного мнения с помощью грубых поверхностей и примитивистских рисунков, на основе которых он создал философию художественного направления, названного им арт-брют. "Брутальное" использование масляной краски, зачастую смешанной с песком, и неопрятная манера ее наложения на холст сформировали новый образ человека.

В общей сложности художник создал около 10 000 работ, которые образуют однородные по стилю серии "серии" Дюбюффе. За каждой из них он проводил иногда два года, а иногда 12 лет. Среди них: Женские тела (1950), "Маленькие картинки из крыльев бабочек" (1953), "Маленькие статуи ненадежной жизни" (1954), Феномены" (1958), "Ретроспектива Жана Дюбюффе" (1960-1961), цикл "Урлуп" (1967), "Театры памяти" (1975-1978)

Работы Дюбюффе представлены в крупнейших музеях мира, таких как Музей современного искусства г. Парижа, Фонд Дюбюффе, Музей современного искусства Нью-Йорка, Музей ван Бенингена в Роттердаме, Национальная галерея в Берлине.

Умер Дюбюффе в Париже 12 мая 1985.




Анна Вареник, картина № 1 из серии «Противостояние», «Противостояние»,
Бумага/тушь, акварель, 29,5 х 21 см, 2010 год.


Но вернемся к нашей концепции, согласно которой художнику противостоят элементарные существа (духи) безобразия, которые хотели бы только одного – уготовить каждому начинанию, каждому хорошему делу п----ц. Они радуются, когда что-нибудь разбивается, портится, расстраивается, когда вместо «как надо» получается «как всегда». Эти существа настолько безобразны, что только сильная личность художника может вынести их вид. Обычные люди их не видят и не контролируют совсем, и окружающее безобразие для них постепенно превращается в норму, они привыкают, смиряются с ним, как большинство людей в нашей стране смирились с хрущевскими квартирами. И в этом грязном болоте непонимания и невникания, когда все уже привыкли называть черное белым, предстоит жить и действовать художнику, которому и без того больно от одного вида безобразных существ.

Не сразу поймешь, что этот параллелепипед, в котором отражается синее небе, есть небоскреб, а попросту говоря, коробка, в которой людям предлагают жилье и с которой начинается наше самое главное российское безобразие. По сути дела это образ России (ну, и стран по соседству с нею), как она есть. Из желанной коробки выезжает на нас жуткий танк, который олицетворяет воинство духов безобразия, заселивших территорию России и прилегающих стран. Они чрезвычайно расплодились, очень агрессивны и никогда сами отсюда не уйдут. Большинство людишек уже раздавлены танком, а немногие еще стоят в ожидании своей судьбы, они все еще надеются в своих мыслях на квартиры, на вольготное человеческое житье. Но от танка защиты нет! Эти глупые люди не знают, что настоящими жителями России являются не они, а невидимые существа безобразия, которые засели в танке. Никаких квартир на этой земле не будет ни для богатых, ни для бедных! Рано или поздно вашу душу раздавит и подчинит себе тотальное безобразие! Вот страшная истина, которую абсолютно правдиво хочет поведать художник. Разве не так? Вы хотели квартиры, а вас танком!

А что же в этой ситуации предпринимает душа художника? Она садится на дуло танка! То есть, нельзя прямо воевать с превышающей человеческие возможности силой, нельзя прямо бросаться под танк, этого вам и не предлагают. То есть, не надо расчищать свалки на газонах, а надо сесть с победным видом на танк и махать вживленными в твои руки автоматами. Вот тебе и задачка! Что же это все значит?

На самом деле, это значит, что надо ближе познакомиться со своим безобразным Двойником и встать на его сторону, принять его точку зрения. Не осуждать, не критиковать людей, якобы творящих вокруг безобразия, а просто понять, что творящиеся вокруг безобразия, начиная от мирового империализма и кончая мухами на помойном ведре, это твой Двойник, который, жаля тебя, обращает твое внимание на эти вещи. Но он не опасен, он не старается тебя уничтожить и не идет на тебя войной. Просто надо понять, что данная ситуация создана для тебя, чтобы ты нашел в себе силы стать настоящим художником. Велик тот художник, который творит, не обращая внимания на причиняемую ему боль. И не случайно в нашей стране так много безобразия, потому что русские по своей натуре художники, и должны в будущем понять свое призвание. Роль России в международном разделении труда – это не нефть и не газ, а искусство. Напрасно у нас стараются изгнать, локализовать безобразие, так сказать, навести показуху. Оно никуда не уйдет, потому что сейчас в России рождаются люди, высшим предназначением которых является искусство. Надо, чтобы каждый это понял, и тогда эти безобразные элементарные существа сами покинут нашу территорию.



Анна Вареник, картина № 2 из серии «Противостояние», «Течение времени»,
Бумага/тушь, акварель, 29,5 х 21 см, 2010 год.


Как же это произойдет? Что для этого надо делать?
Каждое произведение арт-брюта это какая-то истина, какая-то правда, которая помогает достигнуть ясности. Каждое произведение это как рыба. Помните, как Христос подарил ученикам полную сеть рыб, чтобы они поняли истинность Его воскресения. В другой раз он накормил двумя рыбами 5000 человек и т.д. То есть, рыба это произведение, которое чему то учит: не предаваться заблуждению, терпению, непредвзятости. Только здесь у каждой рыбы то дуло автомата торчит из пасти, то приклад ружья из хвоста, то проглоченный человек из заднего отверстия, то пятиконечные звезды красуются на плавниках – так и должно быть в брют арте. И в этом море рыб, как мы видим из рисунка, наша позиция очень скромная – затаиться и не дышать, чтобы не превратиться в жертву слишком наивного понимания этого направления в искусстве.

Как жанр изобразительного искусства, направление арт брюта не столь яркое и не столь богатое, как другие направления живописи и графики. Это не искусство роскоши. Оно не для украшения гостиных и не для тупого коллекционирования, когда рисунки сто лет хранят, чтобы потом их подороже продать. Часто произведения арт брюта бывают небрежно выполнены на бумаге шариковой ручкой. Однако у произведений арт брюта неизмеримо более богатое имагинативное (идейное) содержание, по которому их и можно отличить от внешне похожих на арт брют каракулей непрофессионалов. Арт брют – для того чтобы люди учились разбирать произведения, учились ориентироваться в море имагинаций. Часто это имагинативное содержание бывает визионерским, то есть полученным во сне или в видении. Это море рыб можно понимать, как множество произведений, которые надо обязательно разобрать человеку, чтобы достигнуть в своей жизни и судьбе полной ясности. И тогда двойник, выполнив свою задачу, отходит от человека. И тогда на географической территории, где обитали эти существа сразу становится чище. Вот какую огромную роль играет изучение арт брюта.

Я хотел бы рекомендовать произведения Анны Вареник, потому что это действительно полезный материал и богатый в имагинативном смысле арт брют. По моему мнению, такие вещи должны быть, что ли, более доступными для просмотра в интернете, это искусство должно более интенсивно работать, а не залеживаться в коллекциях художников. Как метод я бы предложил закачивать файлы на файлообменники с сериями арт брюта (такие длинные серии по сто произведений и более были и у Дюбюффе) и давать людям скачивать эти серии. Прямо под этой статьей я могу желающим художникам предоставить место для ссылок на их файла с арт брютом, которые каждый может бесплатно скачать. Потому что на выставке просмотреть их и понять за короткое время совершенно невозможно. И в результате рождаются сказки про арт брют, что им занимаются тольк душевнобольные и т.д. Хотя на самом деле это искусство нашего времени, это искусство здоровых и сильных людей, о чем недвусмысленно высказался и сам Дюбюффе, сказав, что не признает никакого другого искусства.



Просмотры: 11014


  Галереи художников
  Cчётчик

Яндекс цитирования


  Регистрация

Логин:
Пароль:
 
  БЛОГИ
Личные страницы пользователей - полный список блог-галерей пользователей.
  Сайт АРТСОФИЯ предлагает:


АРТСОФИЯ - Художественная критика. Copyright © 2017. Михаил Андреев.